Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Управление производством. Производственный процесс. Производственная структура. Рабочее место
Цели, задачи и функции управления производством
В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент по-русски “управление” – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о “революции менеджеров”, когда казалось, что существуют корпорации гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Еще немного о понятиях. Возникает вопрос – можно ли считать, что английское понятие “менеджмент” и русское “управление” и, соответственно, “менеджер” и “руководитель” - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам.
Современное научное управление предполагает разделение всего процесса управления на самостоятельные, обособленные, но взаимосвязанные виды деятельности. Каждый вид такой деятельности носит название функции. Таким образом распределение обязанностей между органами управления и отдельными работниками получила название функционального разделения обязанностей. Необходимость функционального подхода к управлению вытекает из объективных условий разделения труда, а также из сложностей и многообразия специализированной деятельности аппарата управления. В современной концепции управления такое распределение должностных обязанностей ближе всего подходит к понятию управления как к процессу, т.е. это понимается как выполнение повторяющихся операций и процедур в определенной последовательности и с соответствующим обеспечением современными средствами управления и компьютерными технологиями.
В научной литературе обосновываются несколько методических подходов к выделению функций управления. Можно встретить таких функции:
прогнозирование,
планирование,
программирование,
проектирование,
подготовка и принятие решений,
руководство,
координация,
регулирование,
согласование,
распорядительство.
Здесь нет четкой концепции, которая подтверждала бы возможность отнесения перечисленных видов управленческой деятельности к самостоятельной функции управления. Современная наука по управлению накладывает более четкие ограничения на понятие "функция" и выделяет весьма ограниченный состав функций. Сторонники западного менеджмента, в частности Мескон, выделяют 4 функции управления:
организация,
планирование,
мотивация,
контроль.
1) организация Организовывать - значит создать структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать. Одним из них является работа, т.е. конкретные задания к организации. Организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли сделать без должной организации. Другим важным аспектом организации является определение кто именно должен выполнить каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для работы, делегирует им полномочия. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность и считают себя подчиненными по отношению к руководителю Это соединение работников со средствами производства, определение места и роли каждого в системе управления. Организаторская деятельность управленческого работника считается центральным звеном в системе управления, охватывает широкий круг вопросов:
• определение управленческих задач,
• распределение между руководителями и специалистами общего объёма работ, полномочий и ответственности, системы взаимоподчинения,
• распределение работников согласно квалификации по отдельным участкам работы,
• построение рациональной, научно обоснованной структуры управления,
• принятие управленческих решений,
• организационное нормирование работы аппарата управления.
2) планирование Решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь целей.
Функция должна ответить на 3 вопроса:
- где мы находимся в настоящее время, т.е. требуется оценить сильные и слабые стороны организации в таких направлениях как финансы, менеджмент производства, трудовые ресурсы и другие подобные вопросы;
- куда мы хотим двигаться. Ответить какую цель исследует организация и что может помешать организация прийти к этой цели. Здесь следует вычленить возможную угрозу, которая может возникнуть в окружающей среде, а именно какие конкуренты могут появиться, особенности клиентов, возможная политическая нестабильность, технология производства, сообщения и тому подобные факты.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. Стратегический план