Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме методы оценки политической обстановки
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
Изучение типов и функций политических систем, практичес¬кое их функционирование, не всегда эффективное, ставит воп¬рос об их оптимальности. В политической науке (зарубежной — Д. Истон, Г. Спайроу и др., отечественной — Г. Белов, А. Федосе¬ев и др.) определен перечень критериев оптимальности полити¬ческой системы:
• устойчивость;
• адаптивность;
• продуктивность;
• эффективность;
• рентабельность.
Под устойчивостью понимается продолжительность существо¬вания системы по времени.
Адаптивность системы (приспособляемость) означает ее спо¬собность своевременно и верно реагировать на изменяющиеся условия как внутри общества, так и во внешней среде, умело в каждом конкретном случае анализировать складывающуюся си¬туацию и в соответствии с этим анализом принимать адекватные решения. Отсутствие данного качества приводит политическую систему к окостенению.
Под продуктивностью понимается способность системы умело реагировать на требования различных социальных групп, прини¬мать политические решения, направленные на реализацию этих требований.
Если требования, входящие в политическую систему как им¬пульсы для предметной деятельности от соответствующих ее субъектов (партий, организаций, трудовых коллективов), успешно реализуются (продукты деятельности политической системы в этом отношении весьма разнообразны — от методов распределе¬ния доходов и услуг до введения или изменения политической символики), то граждане поддерживают такую систему в форме законопослушания, своевременной уплаты налогов, усердной воинской службы, трудом на общественных началах и т. д. В про¬тивном случае политическая система не продуктивна, недоволь¬ные объединяются в блоки, движения, образуют свою полити¬ческую подсистему, которая организует недовольные массы на решение поставленных ими проблем.
История знает немало случаев, когда правящие круги прини¬мали решения, которые противоречили интересам и требовани¬ям граждан. Взять, к примеру, войну США во Вьетнаме, направ¬ление правящей группировкой Политбюро ЦК КПСС советских войск в Афганистан или «благословение» Б. Н. Ельциным войны в Чечне. Подобные действия были продиктованы импульсами (требованиями) не из социально-культурной среды страны, а от внутренней правящей элиты.
Эффективность означает поддержку гражданами существую¬щего политического режима, Конституции страны, выработан¬ного курса развития общества.
Рентабельность как критерий оптимальности заключаются в том, чтобы политическая система могла своевременно и точно определить цели и пути их достижения с наименьшими матери¬альными, духовными и психологическими издержками. В период выборов Президента в России в 1996 г. президентскими структу¬рами на предвыборную кампанию было израсходовано средств в 300 раз больше, чем предусмотрено избирательными законами. Вряд ли система, допускающая такие перекосы, может считать¬ся рентабельной.
Оптимальность политической системы определяется ее спо¬собностью гасить импульсы, которые ведут к антисистемным действиям. К примеру, террористические акты могут также иметь политические последствия и выражать политический интерес, как правило, маргинальных групп.
Политологи (Д. Истон и др.) пристальное внимание уделяют изучению проблемы перегрузок политической системы. Под ко¬личественной перегрузкой они имеют в виду такую ситуацию, когда политическая система не способна разрешать накопившиеся требования (в России, например, своевременную выплату зарплаты, задержка которой являет собой беспрецедентное яв¬ление в мире). Качественная перегрузка возникает при новых спорных проблемах. Примером количественных и качественных перегрузок является ситуация российской политической систе¬мы постсоветского периода: все ветви государственной власти не успевают реагировать на растущий виток новых требований, зап¬росов, инициатив. Перегрузка вызвана ошибками в выборе со¬циально-экономического курса развития страны, отсутствием согласованности между ветвями власти (октябрь 1993 г.), выра¬жением ими разных позиций, различием в реагировании на воз¬никающие проблемы.
Оптимальность параметров и направлений функционирова¬ния политической системы в значительной степени предопреде¬ляется традициями, сложившимся в стране, образом жизни, стереотипами массовой идеологии и психологии. Неэффективность российской политической системы постсоветского периода в значительной степени детерминирована тем, что псевдодемок¬раты, пришедшие к власти, несмотря на обещания серьезных демократических преобразований, по сути дела, сохранили ав¬торитарную систему управления в ее худшем виде, лишили лю¬дей их социальных завоеваний, приобретенных в советское вре¬мя. Социологические исследования 1999 г. показывали, что до 75% россиян сохраняли социалистические стереотипы образа жизни.
Функционирование политической системы испытывает вли¬яние не только социоэкономических, социокультурных, но и географических, территориальных факторов. Характер границ и масштабы территории, запасы природных ресурсов, количество земли, пригодной для агроиспользования, климат и масса насе¬ления — все это влияет на деятельность политической системы. Взять, к примеру, проблему границ. Островное положение США само по себе снимает этот вопрос. Для России проблемы границ до недавнего времени не было только на Севере. Для нее пробле¬ма границ практически существовала постоянно, и нередко ее приходилось решать в военных