Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экономический анализ и теория познания. Экономический анализ и основные принципы диалектики. Экономический анализ и экономическая теория Системность, комплексность экономического анализа
Теория познания (гносеология, эпистемология), являясь одним из фундаментальных методологических разделов философии, изу¬чает возможности и закономерности познания от ощущений, пред¬ставлений, понятий к объективной реальности, к объективной дан¬ности, к действительности; всесторонне исследует этапы, ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии, достигая установления его достоверности и истинности.
Выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет и сущность, необходимость и последовательность экономического анализа.
Прежде всего она определяет понятия объекта и субъекта по¬знания. Под первым понимается объективная действительность, практика как чувственно-предметная, материальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая ос¬нову развития человеческого общества. Вторым является сам че¬ловек или сообщество людей, все человечество, т. е. живые лично¬сти, творчески относящиеся к объекту познания. Только необхо¬димое соотносительно диалектическое единство субъекта и объек¬та познания обеспечивает его достоверность, его истинность.
Объектом познания является практика с ее чувственно-пред¬метным, материально-вещественным, жизненно-социальным и при¬родоохранным содержанием.
Обобщая методы и приемы современной науки, процесс позна¬ния широко использует такие важнейшие инструменты, как ана¬лиз и синтез, эксперимент, моделирование. Активно-составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представлят со¬бой наивысшую аналитико-синтетическую способность человече¬ского мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим аппаратом.
Мышление в качестве творческого процесса охватывает поня¬тия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойст¬ва вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и про¬тиворечии. Через суждение, через понятия что-либо утверждает¬ся или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суж¬дение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умоза¬ключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и дедук¬ции в процессе аналитических исследований. Ибо целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его де¬лят. Анализ без синтеза не возможен. Таким образом, умозаклю¬чение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содер¬жащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и пред¬ставлений.