Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по ценообразованию
Сущность и функции цены
Цена - денежное выражение стоимости товара. Основой стоимости товара является труд, а величина стоимости определяется теми затратами труда, которые общество при данных условиях признает необходимыми. В действующей практике установления цены, под общественно необходимыми затратами понимаются затра¬ты на производство и реализа¬цию продукции с учетом чи¬стого дохода, необходимого для эффективной деятельно¬сти предприятий, а также вне¬сения платежей в бюджет. Ка¬тегория цены связана с функци¬онированием товарно-денеж¬ных отношений. В условиях развитого рынка цена характе¬ризует не только те затраты на производство и реализа¬цию товара, которые произве¬дены, но и признаваемые об¬щественно обоснованными с учетом спроса. При помощи цены определяются, анализиру¬ются и прогнозируются на¬роднохозяйственные пропор¬ции, эффективность производ¬ства, выгодность продукции для изготовителей и потреби¬телей. Ценой измеряется экви¬валентность обмена во внут¬ренних и внешних экономичес¬ких связях, между промыш¬ленностью и сельским хозяй¬ством, предприятиями и орга¬низациями. От уровня и дина¬мики цен на товары и услуги зависит уровень жизни населе¬ния. В цене, таким образом, фо¬кусируются экономические и социальные проблемы обще¬ства.
Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержа¬ния. Причем к функциям цены может быть отнесено только то, что харак¬терно для каждой конкретной цены без исключения. Таких функций пять.
Учетная, или функция учета и измерения затрат общественного труда предопределена самой сущностью цены, т.е. будучи денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовле¬ние товара, характеризует эффективность используемого труда. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Однако эту функцию в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат или цены, которая предлагается изготовителей товара при выходе на рынок. Дело в том, что рыночная цена может зна¬чительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара, интерес изготовителя обусловливается величиной выручки от продажи товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от той, которую хотел бы получить изготовитель товара. Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель
товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.
В данной функции цена служит средством исчисления стоимостных по¬казателей:
-количественных (валовой внутренний продукт (ВВП), национальный до¬ход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.);
-качественных (рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т.д.).
В этом качестве цена выступает одним из главных показателей эффек¬тивности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных ре¬шений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.