Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Финансы в системе денежных отношений в рыночной экономике.
Введение
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней.
Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Финансы и денежное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер финансового устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственных финансов. В централизованной экономике финансовая система целиком подчинена государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной – финансовым.
Объектом дипломной работы является финансовая система в рыночной экономике.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансами, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной дипломной работы является анализ финансовой системы России и ее основных составляющих.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
проанализировать сферу финансовой системы государства,
дать анализ основных звеньев финансовой системы, связей и отношений между звеньями,
дать характеристику бюджета государства как основного элемента финансовой системы, включая анализ доходов и расходов бюджета и бюджетной политики государства,
выявить особенности финансовой системы РФ на современном этапе развития государства.
определить развитие кредитно - финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства,
охарактеризовать использование межбюджетных механизмов при реализации программ финансовой стабилизации.
Поставленные задачи анализа предопределили структуру дипломной работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения, библиографии.
В первой главе рассматривается научные основы исследования сущности финансов, функции финансов, и особенности финансов в рыночной экономике.
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправле¬ния, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств,— де¬централизованными.
Финансы — это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. В 1960 — 1990-х го¬дах текущего столетия доля национального дохода, перераспре¬деляемая через все звенья финансовой системы, резко возрос¬ла: с 9 — 18% накануне Первой мировой войны до 35 — 50% и более в настоящее время.
Социально-экономическая сущность финансовых отноше¬ний заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Гигантское развитие производительных сил в XX столетии, особенно во второй его половине, научно-технический про¬гресс, расширение функций государства, демократизация обще¬ственной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения в сфере государственных финансов. Они выразились в том, что значительная часть мо¬билизуемых правительством средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Это прежде всего выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например в Великобритании, было национализировано здравоохранение и создана Национальная служба здравоохранения. Получили зна¬чительное развитие внебюджетные социальные фонды.
Однако рост социальных расходов не означает, что пере¬распределительные процессы осуществляются только в интере¬сах трудящихся масс. В основных зарубежных странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выпла¬те процентов и погашению государственного долга, при кото¬рых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, и другие (страховые компа¬нии, банковские монополии, акционерные общества).
Характер перераспределительных процессов во многом оп¬ределяется уровнем милитаризации экономики. В странах с вы¬сокими военными расходами затраты на социальные цели ни¬же, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше.
Таким образом, финансы — это распределительная катего¬рия. Вместе с тем следует отметить, что распределительные про¬цессы происходят не только через финансы, но и путем использо¬вания цен и кредита. Как известно, цена есть денежное выраже¬ние стоимости товара. Прежде чем произойдет. распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реа¬лизован. Цена предопределяет величину денежных средств, посту¬пающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса.
Глава 2 дипломной работы полностью посвящена основополагающей роли финансов в экономической системе общества. Финансовая система Российской Федерации включает сле¬дующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности. Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
В 3 главе рассматриваются основные направления усовершенствования финансового механизма в современных условиях, особенности управления финансами в РФ, усовершенствование, развитие кредитно - финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства. А также рассмотрены механизмы использования межбюджетных маханизмов при реализации программ финансовой стабилизации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные документы государственных органов РФ в области финансовых и экономических отношений, данные Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, монографии ведущих экономистов и политиков по вопросам бюджетной политики, а также статьи в журналах «Экономист», «Вопросы экономики», «Финансы», «Право и экономика», «Власть» и др. Также использованы труды следующих ученых, занимающихся изучением и проблемами бюджетной политики РФ: Богачева О. Б., Власова И. А., Логвиной А. С., Пономаренко Е. Д. и др.