Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Конституционно-правовой статус субъектов рф
Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения
В составе Российской Федерации 6 краев, 49 областей и два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус ее субъектов.
Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между фе¬деральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербур¬га Российской Федерации; другими федеральными актами.
Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной влас¬тью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территори¬альное деление и организацию местного самоуправления. Так, в Госу¬дарственном Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; раз¬делы об основных принципах; о Краснодарском крае в составе Россий¬ской Федерации; об организации государственной власти; о законода¬тельстве; о собственности и хозяйстве; о финансах и бюджетном устройстве; об административно-территориальном делении и местном само¬управлении; заключительные положения.
Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.
Каждый край, каждая область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции Российской Федерации, а также уставов края, области, города федерального значения.
Следует отметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.
Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области (ст. 68), область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется зако¬ном области
Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятель¬ными участниками международных и внешнеэкономических связей, со¬глашений с другими краями, областями, а также республиками, авто¬номной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации Координация между¬народных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Мос¬квы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами го¬сударственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса Так, по Государственному Уставу Краснодарского края (ст. 16) лишение края ста¬туса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта Российской Федерации возможно только на основе Консти¬туции Российской Федерации и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме
Конституция Российской Федерации обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства Российской Федерации.
Края, области имеют свои административные центры. Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов — краев, областей и городов федерального значения — и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения.
Согласно Конституции Российской Федерации и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства нахо¬дятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Консти¬туции Российской Федерации и федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных мень¬шинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безо¬пасности, режим пограничных зон
К совместному ведению Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения относится широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окру¬жающей среды
К совместному ведению Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение Российской Федерации и краев, областей, городов федерального значения входят вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурса¬ми, разграничение государственной собственности, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопас¬ности, особо охраняемые природные территории, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются законами Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга опре¬деляется статус федеральных природных