Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Антропологические представления о развитии ребенка
Введение
Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обуслов¬ленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимос¬ти, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельнос¬ти, являются питательной средой образования человеческого, обще¬ственного начала в человеке. От богатства действительных обще¬ственных отношений личности зависит ее духовное богатство, воз¬можность превратить потенциальные сущностные силы в разносто¬ронне развитые человеческие способности к труду, творчеству, об¬щественной деятельности, общению.
Вместе с тем рождающийся ребенок представляет собой природ¬ное существо, способное к саморазвитию, обладающее естественны¬ми задатками, внутренними силами и стимулами их спонтанного раз¬вития. По природным законам происходит рост и развитие его орга¬низма, становление физиологических систем. Вначале детьми дви¬жут безусловные рефлексы, инстинкты, естественные потребности. Постепенно, в процессе их удовлетворения, проявляются задатки, формируются способности, образуются навыки и привычки, услов¬но-рефлекторные связи, привычные стереотипы мышления. В дея¬тельности проявляются склонности и интересы, импульсивные по¬буждения и желания. На поведении, помимо мотивов, откладывает свой отпечаток темперамент, наследственные генетические особен¬ности. Происходит формирование морфологических черт. Проявля¬ются и формируются разнообразные стимулы спонтанного самораз¬вития: сначала — биологические инстинкты, рефлексы, потребнос¬ти; потом — психологические: чувства, страсти, мотивы, воля. По¬степенно вызревают нравственные и эстетические стимулы, на по¬мощь которым приходят педагогические. Ребенок — не сосуд, на¬полняемый социальным содержанием. Он от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задат¬ками и стимулами для саморазвития. Он осваивает, перерабатывает, присваивает содержание жизни, развиваясь и формируя свое отно¬шение к ней. Случается, что спонтанное развитие в стихии обще¬ственных отношений оказывается сильнее педагогического влияния, оказывает ему сопротивление, может приводить как к положитель¬ным, так и к отрицательным результатам .
Существуют различные представления о сущности развития ребенка, взаимоотношения спонтанного развития и воспитания. В некоторых концепциях психологии и педагогики бытует представление о ребенке как о замкнутой системе, развивающейся по внутренним законам, не связанным с внешним миром и независимым от него. В дей¬ствительности же реально существует не замкнутая система детского организма, а широко открытая, объективно и закономерно взаимо¬действующая система: ребенок, его внутренние природные силы и социальная среда. Законы внутреннего развития ребенка обусловле¬ны специальными условиями и неразрывно связаны с законами вос¬питания. Взаимоотношения между спонтанным развитием ребенка и его воспитанием таково, что воспитание ведет за собой развитие. Дети в основном достигают такого уровня общего развития, который не¬обходим и достаточен для участия в общественно-производственных отношениях. Это общее правило не исключает как недоразвитости отдельных индивидов, больных или, попавших в неблагополучные социальные условия, так и «сверхразвитость», достигаемую благо¬даря особым социальным условиям и богатой одаренности некото¬рых индивидуальностей. Таким образом, развитие ребенка есть ре¬зультат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Воспитание играет по отношению к развитию ведущую роль. Оно определяет уровень, широту и глуби¬ну этого развития.
Поскольку природа ребенка неограниченно богата, а обществен¬ные потребности, стало быть, требования к человеку многообразны, то и видов развития существует несколько. Материальной основой жизни ребенка является организм. Поэтому одним из ведущих видов развития является общефизическое. Оно включает в себя собственно физическое развитие ребенка: процесс роста его организма, наращи¬вание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на вы¬полнение особых видов деятельности, прежде всего физкультурных и спортивных.
Важнейшим видом человеческого развития является интеллекту¬ально-идеологическое, общедуховное. Интеллектуальное развитие представляет собой формирование у ребенка способности к овладе¬нию и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве). Его органической частью является умение подвер¬гать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения. Общеинтеллектуальное развитие включает в себя и речевое: владение словарным бо¬гатством языка, умение свободно, грамматически, синтаксически и фонетически правильно пользоваться им для устного и письменного выражения мысли, духовного творчества, повседневного общения. Содержательной стороной интеллектуального развития является раз¬витие общедуховное, которое включает в себя определенный объем основных научных знаний о мире и способность философской, конкретно-исторической оценки действительности. Гражданско-политическое развитие проявляется в знаниях о коренных интересах раз¬личных классов и социальных групп, о политике как концентриро¬ванном выражении экономики, в способности с общегражданских позиций оценивать явления, события, процессы общественной жизни.
С физическим и интеллектуальным развитием тесно связано эмоциональное развитие, способность адекватного эмоционального от¬клика на явления действительности. Оно