Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Нравственное здоровье человека
по рассказу Чехова А. «Человек в футляре». Любовь – книга золотая (по Бунину)
По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние физического, духовного и соци¬ального благополучия», нравствен-ное же здоровье определяется теми моральными принципами, которые яв-ляются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном че-ловеческом обществе. Нравственно здоровый человек получает удовлетво-рение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая не-увядающей молодости духа и внутренней красоты.
Антон Павлович Чехов не мог остаться равнодушным к проблеме нравст-венного здоровья современного ему человека. «Повседневная пошлость, се-рость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых раз-нообразных формах» - писал Чехов о своем времени.
Три рассказа, так называемая «Маленькая трилогия» стали своеобразной квинтэссенцией размышлений на тему нравственного здоровья живущих ря-дом с ним людей (а может быть и себя самого).«Человек в футляре» - пер-вый из трилогии. Рассказ начинается с того, что обозначаются слушатель и рассказчик - ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский («высо-кий, худощавый старик с длинными усами») и учитель гимназии Буркин («человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть не по пояс»), последний рассказывает историю учителя греческого язы-ка Беликова. Рассказ предваряется разговором, передающимся в общих чер-тах, о жене старосты Мавре, которая за всю жизнь нигде не была, в послед-нее время из дома выходит только по ночам. В понимании Буркина: «- Что ж тут удивительного! - сказал Буркин. - Людей, одиноких по натуре, кото-рые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разно-видностей человеческого характера, - кто знает?» ...
Что такое любовь?! Ну, кто же на белом свете, кто достиг хотя бы че-тырнадцати лет не знает, что такое любовь! Однако, когда задаешь этот во-прос человеку, тот теряется: «Ну, любовь… Это чувство…». Почему так много пауз, почему растерянность и удивление в глазах, а потом - либо зага-дочная улыбка, либо горькая усмешка? Вот уж действительно, чужая душа – потемки.
Разгадать чужую душу пытаются и психологи и педагоги, и философы и, конечно же, писатели. На мой взгляд, именно у писателей это получалось лучше, ведь имена ученых забываются, философией интересуются немногие, и только имена писателей, чьи произведения оставляют глубокий след в па-мяти, а то и в сердце, мы помним и чтим.
И.Бунин и А.Куприн по праву считаются в русской литературе знато-ками человеческой души именно в моменты, когда душа охвачена любов-ным волнением или глубоким чувством. Оба писателя в своей прозе пока-зывают любовь, раскрывающую самые потайные уголки человеческой души, любовь как основу жизни и как-то призрачное счастье, к которому человек стремится, но, увы, так часто упускает.
Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произве-дений, от самых ранних до последних. Сборник “Темные аллеи” стал вопло-щением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее по-всюду, поскольку для него это понятие было весьма широким. Рассказы Бу-нина — именно философия. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то же время он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точки зрения любовь как раз не является неким особым, отвлеченным понятием, а наоборот, общим для всех.“Темные аллеи” — произведение мно-голикое, разноплановое. Бунин показывает любовные отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы «от нечего делать», животные проявления страсти.
В рассказе «Темные аллеи» изображена случайная встреча людей, лю-бивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: мо-лодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. А Надежда, получив от гос-под вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. «Сколько ни проходило времени, все одним жила, - признается она Николай Алексее-вичу. – Все проходит, да не все забывается.…