Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование умений и навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов вузов культуры и искусств
ВВЕДЕНИЕ
Развивающемуся обществу, думающему о будущем государства, необходим культ знаний. Ведь образованность и высокая культура народа — это высокая эффективность труда, рациональная экономика, научно-технический и социальный прогресс. И в то же время стремление к образованию, к познанию мира — это новый образ жизни, это одна из самых возвышающих человека духовных потребностей.
Чтобы достичь мировоззренческой зрелости, нравственного совершенства, высокой духовной культуры, развития творческих способностей человека, необходимы не только разносторонние знания, образованность, но и постоянное стремление к обновлению и пополнению знаний, приобретению новых умений и навыков самообразования.
Многие студенты, да и не только они, под самообразованием понимают образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Такая трактовка самообразования была верной в те годы, когда оно в значительной степени заменяло образование в силу недостаточно развитой системы учебных заведений. Сегодня такое понимание неверно по самой сути.
Самообразование — это систематическая и добровольная познавательная деятельность, основанная на внутренней потребности познания и реализуемая в процессе целенаправленной самостоятельной работы с целью углубления и расширения знаний, всестороннего развития интеллектуальных качеств личности, формирования научного мировоззрения.
Самообразование студентов — составная часть всей системы учебной работы вуза. Оно предполагает умение учиться, самостоятельную работу с различными источниками знаний, выработку потребности познавать, формирование любознательности. Путем самообразования студенты не только получают значительный объем знаний, но и приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований, формируют готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию.
В последние годы в сфере образования происходят значительные изменения. Появляются и начинают развиваться новые формы образовательных учебных заведений и программ. Одной из важных задач высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в обновлении общества. В этих целях в вузах постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы студентов.
Согласно новым образовательным требованиям подготовки специалистов в вузах культуры и искусства, особое внимание должно уделяться развитию теоретических способностей будущих специалистов путем активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями. Среди активных внеаудиторных форм — самостоятельная, учебно-поисковая, научно-исследовательская работа студентов.