Содержание:
Вопросы по финансовому праву
для подготовки к государственному экзамену в 2007-2008 уч. году
1. Финансовое право как структурный элемент системы права Российской Федерации.
2. Конституция РФ как источник финансового права.
3. Гражданский кодекс РФ как источник финансового права.
4. Уголовный кодекс РФ как источник финансового права.
5. Кодекс об административных правонарушениях РФ как источник финансового права.
6. Конституционно-правовое регулирование финансовых правоотношений.
7. Понятие и особенности субъектов бюджетных правоотношений.
8. Направления деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам за формированием финансовых правоотношений в Российской Федерации.
9. Направления деятельности Федеральной службы по тарифам по надзору за формированием финансовых правоотношений в Российской Федерации.
10. Направления деятельности Федеральной антимонопольной службы по надзору за формированием финансовых правоотношений в Российской Федерации.
11. Направления деятельности Федеральной службы по труду и занятости в вопросах формирования финансовых правоотношений в Российской Федерации.
12. Направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития за процессом формирования финансовых правоотношений в Российской Федерации.
13. Правовой статус и компетенция Министерства финансов Российской Федерации.
14. Правовой статус и компетенция Федеральной налоговой службы.
15. Правовой статус и компетенция Федеральной службы страхового надзора.
16. Правовой статус и компетенция Федеральной службы финансово–бюджетного надзора.
17. Правовой статус и компетенция Федеральной службы по финансовому мониторингу.
18. Правовой статус и компетенция Федерального казначейства РФ.
19. Система финансового контроля в Российской Федерации.
20. Финансовый контроль органов исполнительной власти РФ.
21. Правовой статус Счётной палаты Российской Федерации.
22. Организационная структура и направления деятельности Счётной палаты РФ.
23. Структура, содержание и значение Бюджетного кодекса Российской Федерации.
24. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации.
25. Порядок формирования федерального бюджета РФ.
26. Порядок рассмотрения и принятия федерального закона о бюджете РФ.
27. Организационно-правовое обеспечение расходов бюджетов.
28. Режим использования профицита бюджетов в РФ.
29. Понятие бюджетного учреждения в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
30. Межбюджетные отношения: понятие, проблемы функционирования.
31. Порядок исполнения бюджетов.
32. Принцип казначейского исполнения бюджетов.
33. Страховое право: понятие, источники.
34. Понятие и содержание налога, пошлины и сбора.
35. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
36. Структура, содержание и значение общей части Налогового кодекса Российской Федерации.
37. Понятие и виды налогов в Российской Федерации.
38. Понятие государственной пошлины в российском финансовом праве.
39. Правовое регулирование обязательного государственного страхования в РФ.
40. Понятие и виды субъектов налогообложения.
41. Понятие и виды предметов и объектов налогообложения.
42. Порядок исчисления налогов в соответствии с российским законодательством.
43. Понятие и виды налоговых преступлений.
44. Понятие и виды налоговых правонарушений.
45. Правовое регулирование порядка взимания налога на доходы физических лиц.
46. Исчисление предельного объема заимствований Российской Федерации.
47. Правовое регулирование процесса взимания Единого социального налога.
48. Правовое регулирование взимания акцизов.
49. Правовое регулирование лизинга в Российской Федерации.
50. Понятие и характеристика налоговой системы Российской Федерации.
51. Права и обязанности субъектов налогообложения в соответствии с российским законодательством.
52. Понятие государственного кредита и государственного долга.
53. Состав государственного долга РФ и порядок управления им.
54. Порядок создания и ликвидации коммерческих банков.
55. Уполномоченные банки: правовой статус, порядок лицензирования.
56. Права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности.
57. Местные налоги.
58. Региональные налоги.
59. Федеральные налоги.
60. Характеристика валютного законодательства РФ.
61. Система ограничений обращения иностранной валюты в Российской Федерации.
62. Виды правонарушений бюджетного законодательства и меры юридической ответственности за их совершение.
63. Правовая основа создания федерального валютного резерва.
64. Понятие и правовое обеспечение осуществления аудиторского контроля.
65. Понятие реструктуризации государственного долга.
66. Понятие и структура внешнего государственного долга, его правовое регулирование.
67. Концепция единой системы управления государственным долгом в российском финансовом праве.
68. Государственные внебюджетные целевые фонды РФ.
69. Организация, компетенция и деятельность государственных внебюджетных фондов социального назначения в РФ.
70. Целевые бюджетные фонды в РФ.
71. Государственные целевые фонды Правительства РФ.
72. Пенсионный фонд как орган управления финансами по вопросам пенсионного обеспечения.
73. Фонды обязательного медицинского страхования.
74. Фонды социального страхования.
75. Виды обязательного страхования.
76. Правовое регулирование государственных расходов в РФ.
77. Банковская система в Российской Федерации: общая характеристика.
78. Денежная реформа и деноминация. Основные характеристики и значение.
79. Эволюция прямого налогообложения в Российской Федерации (с1992 г.).
80. Эволюция косвенного налогообложения в Российской Федерации (с 1992 г.).
81. Правовое регулирование государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государством.
82. Правовой режим эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.
83. Понятие и основные черты субсидии в бюджетном праве РФ.
84. Понятие и основные черты субвенции в бюджетном праве Российской Федерации.
85. Понятие и основные черты дотации в бюджетном праве РФ.
86. Организация деятельности и правовой статус Центрального Банка РФ.
87. Содержание взаимодействия между Центральным Банком России и органами государственной власти.
88. Правовое регулирование осуществления функции контроля и надзора Центральным Банком России.
89. Содержание понятий «денежная реформа» и «деноминация».
90. Правовое регулирование вексельного обращения в РФ.
91. Понятие «валюта РФ» и «иностранная валюта» в соответствии с российским законодательством.
92. Правовое регулирование денежного обращения.
93. Система ограничений обращения иностранной валюты в Российской Федерации.
94. Правовое регулирование осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами в РФ.
95. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ.
96. Содержание программы государственных внешних заимствований РФ.
97. Особые экономические зоны в Российской Федерации.
98. Социальная ответственность бизнеса.
99. Стабилизационный фонд России.
100. Правовое регулирование противодействия реализации доходов, полученных преступным путем в РФ.
101. Налоговые споры и способы их разрешения.
Выдержка из работы:
Вопросы по финансовому праву
1. Финансовое право как структурный элемент системы права Российской Федерации
Финансовое право в самостоятельном виде суще¬ствовало в дореволюционной (до 1917 г.) России и преподавалось в университетах. Такое же положение существует и в современных зарубежных странах.
Являясь в системе права Российской Федерации одной из его отраслей, финансовое право имеет свой предмет регулирова¬ния, не свойственный другим отраслям права, а именно финансо¬вые общественные отношения, возникающие в процессе финансо¬вой деятельности государства и муниципальных образований. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявления. Для отношений, которые входят в предмет этой отрас¬ли права, характерна обязательная связь с функциями по образо¬ванию, распределению или использованию государственных (и му¬ниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами. Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности его методов регулирования, т.е. при¬емов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними. Основной метод финансово-правового регулирования — импе¬ративный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступа¬ющих от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполно¬моченных государством на властные действия.
65. Понятие реструктуризации государственного долга.
При решении проблемы государственного долга применяются различные схемы конвертации долговых требований - списание долга, выкуп долга, секъюритизация и обмен на акции национальных предприятий. Списание долга. Если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, так как дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам. Выкуп долга. Некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счет стимулирования экспортных отраслей. В то же время долги этих государств на рынке торгуются с большим дисконтом, что свидетельствует об опасениях инвесторов в отношении платежеспособности заемщика. В такой ситуации можно было бы разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке. Это позволило бы на рыночных условиях сократить общий объем государственного долга без принятия кредиторами каких-либо согласованных решений. Из-за наличия дисконта по долгам подобная стратегия в чем-то аналогична частичному прощению. Секъютиризация. Механизм досрочного выкупа суверенного долга ограничивается не только позицией кредиторов, но и объемами доступных стране валютных резервов. Это ограничение может быть преодолено с помощью секъюритизации, например, обменом долгов на облигации.
101. Налоговые споры и способы их разрешения
Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах. В свою очередь налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
Каждый налогоплательщик самостоятельно выбирает модель взаимоотношений с налоговыми органами, и часто нежелание граждан и организаций ссориться с должностными лицами налоговых органов приводит к ощущению безнаказанности со стороны последних. В тоже время вне зависимости от способа построения взаимоотношений с налоговой службой, налогоплательщикам, как правило, не удается избежать плановых проверок, и на определенном этапе каждой организации приходится отстаивать свою правоту в вопросах своевременной сдачи налоговой отчетности, правильности начисления и уплаты налогов. Как правило, причинами налоговых споров являются решения налоговых органов или их незаконные действия (бездействия): необоснованный отказ в возмещении НДС; решения налоговых органов по результатам налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности; необоснованное решение о блокировке расчетного счета; выставленное требование об уплате налогов, пени, штрафных санкций; необоснованное списание налогов с расчетного счета организации; уклонение от ответов на письма, заявление и запросы налогоплательщика. Исход налогового спора напрямую зависит от того, кто осуществляет защиту прав налогоплательщика. Залогом успеха в разрешении налогового спора являются квалификация, знания, опыт представителей налогоплательщика.