Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Постмодернизм - философское и худо-жественное направление, активно развивавшееся во второй половине про-шлого века, в последнее десятилетие привлекло также и внимание педагогов, обнаруживших в нем источник конструктивных практических идей. Статьи и книги о постмодернизме принято писать особым "постмодернистским" шти-лем. Его основные особенности:
1. Постмодернистский текст рассматривается как игра с читателем, как некоторая загадка, которую читателю предлагается разгадать, часто для этого применяются особенности «низких» жанров литературы, таких как детектив, реклама, анекдот и т.п. В частности, нередко используется разрыв логики из-ложения, свойственный детективу и несущий функцию создания напряжен-ности действия. От детектива и игры взят также прием «запутывания сле-дов», сообщения фактов, не относящихся к развитию сюжета, использования ссылок на несуществующие книги и т.п.
Глава I. Понятие и особенности постмодернистских шриф-тов
1. 1. Постмодернизм как тип мировосприятия
Последняя треть XX века отмечена принципиальными изменениями в самосознании западной культуры: завоевывают популярность новые фило-софские концепции, новые теории развития общества, новая модель науки, новая политика, происходит формирование новой социокультурной ситуации — полифонический диалог становится онтологическим основанием культу-ры . На Западе в 70-е гг. на смену строгим нормам и правилам поведения в 50—60-е гг. пришло множество субкультур, плюрализм и свобода выбора. Идеологию «индустриального общества» сменила концепция «постиндуст-риального общества» (Д. Белл, О. Тоффлер, Д. Гэлбрейт, Г. Кан и др.), в ко-торой девиз «сопоставления и накопления» выдвигается в качестве противо-веса идее развития и прогресса.
Определяющими факторами в новом обществе, по мнению идео-логов «постиндустриальной цивилизации», вместо капитала и труда, станут информация и знание, а социальную структуру будут составлять не классы, а равнозначные «информационные сообщества».
Глава II. Исследование постмодернистских шрифтов
Итак, «постмодернизм» - это не стиль, а просто термин, скрывающий отсутствие единого направления. «Пост-« значит пройденный этап. То есть то, что пришло на смену изжившему себя модернизму (имеются в виду его швейцарская вариация). Заглянув в бездну материалистичного подхода к жизни, художники-де решили вернуться к чему-то другому, к чему-то более человеческому. Это была как бы партизанская война со здравым швейцар-ским смыслом, война за национальное лицо, индивидуальность и непоследо-вательность. При всем разнообразии стилей постмодернизма, их объединяет эклектика, отсутствие стойкого мировоззрения и большая или меньшая доля абсурда, иррациональности.
Среди постмодернистов следует упомянуть нью-йоркскую студию «Push Pin» (кнопка), в 1960-е по-своему возродившую кустарную эстетику движения «Arts and Crafts». В противовес машиноподобной швейцарской ти-пографике, они вообще сторонились наборного шрифта. Упор в их работах делался на иллюстрацию; где могли, они использовали шрифт рисованный от руки, скомпонованный без ухищрений, по центру.