Выдержка из работы:
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. Организационно-правовые формы функционирования
предприятий по отраслям и сферам применения
Тема 1. Хозяйственные организации
Основная классификация хозяйственных организаций. Типология ор-ганизаций как юридических лиц. Характеристика коммерческих и неком-мерческих организаций. Основные единичные и групповые организационные формы компаний. Особенности функционирования факторинговых и инжи-ниринговых компаний.
Тема 2. Организация коммерческих служб, управление коммерческой деятельностью предприятий
Цели, функции и задачи коммерческой службы хозяйственного пред-приятия. Управление коммерческой деятельностью предприятия как систе-мой: методология, процесс, структура, техника и технология управления.
Тема 3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности
Информация как предмет коммерческого распространения. Технология и индустрия коммерческого распространения информации. Информационное обеспечение управления коммерческой деятельностью предприятия, автома-тизация торговли. Привлекательность использования передовых технологий и электронной коммерции для развития бизнеса в России.
РАЗДЕЛ 2. Планирование снабжения, сбыта и организация коммерческой деятельности на предприятиях по отраслям и сферам применения
Тема 4. Планирование снабжения
Сущность планирования и обеспечения хозяйственного предприятия материальными ресурсами, определение потребности и разработка плана за-купок материальных ресурсов. Составные части и основные показатели пла-на материально-технического снабжения деятельности предприятия, кон-троль за его реализацией.
Тема 5. Планирование сбыта
Основные этапы планирования сбыта: определение внешних и внут-ренних факторов; подбор внешней и внутренней информации; анализ резуль-татов деятельности предприятия и показателей текущего плана; план сбыта. Составляющие плана сбыта: цели и задачи сбыта, стратегия и тактика сбы-товой деятельности, организационные меры по ее осуществлению, методы проверки плана сбыта.
Тема 6. Организация коммерческой деятельности на хозяйственных предприятиях
Организационная структура и функции отделов снабжения предпри-ятий. Способы организации деятельности аппарата сбыта. Регламентация организационных отношений в организационных структурах коммерческой деятельности предприятия.
Тема 7. Стимулирование сбыта
Стимулирование сбыта как один из прогрессивных приемов, направ-ленный на достижение коммерческого успеха. Особенности стимулирования сбыта потребительских товаров. Роль стимулирования в жизненном цикле товара. Основные цели стимулирования продаж. Выбор форм и методов сти-мулирования сбыта. Последствия и побочные эффекты стимулирования сбы-та продукции.
РАЗДЕЛ 3. Особенности организации и управления коммерческой деятель-ностью предприятий оптовой, розничной торговли, торгово-посреднических структур
Тема 8. Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле
Политика коммерческих действий на оптовом предприятии. Задачи коммерческой деятельности оптовых торговых предприятий, обеспечиваю-щих закупку и сбыт товаров покупателям. Структура и составные части ком-мерческой деятельности в оптовой торговле.
Тема 9. Организация и управление коммерческой деятельностью
в оптовой торговле
Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью. Принци-пы и методы управления коммерческой деятельностью оптового торгового предприятия. Функции и организационная структура управления оптовым торговым предприятием.
Оптовая торговая сеть, ее структура и функции, перспективы развития.
Организация складского хозяйства в оптовой торговле: организацион-ная структура склада, виды коммерческих работ и функционирование товар-ных экономических систем.
Тема 10. Исследование рынков закупок и сбыта товаров
Рынки закупок и сбыта товаров – основа стратегии коммерческой дея-тельности. Методы исследования рынков закупок и сбыта. Спрос и емкость рынков сбыта товаров – предпосылки развития коммерческой деятельности в оптовой торговле. Изучение конъюнктуры в оптовой торговле товарами.
Тема 11. Товарно-ассортиментная политика в оптовой торговле
и ее составляющие
Товарно-ассортиментная политика как целенаправленное управление товарными ресурсами и номенклатурой товаров с ориентацией на потребите-ля. Факторы и процедура образования товарно-ассортиментной политики.
Тема 12. Коммерческие связи в оптовой торговле
Системный подход к формированию хозяйственных связей в оптовой торговле. Виды договоров в оптовых торговых организациях по закупкам, хранению и сбыту товаров, их заключение, осуществление и контроль. Коо-перация в оптовой торговле.
Тема 13. Организация и управление коммерческой работой
в сфере закупок и продаж товаров
Факторы формирования закупочной деятельности. Особенности ком-мерческих действий при закупке товаров. Планирование, формирование и осуществление закупок. Источники закупок, их оценка и выбор поставщиков. Стимулирование продвижения товаров из сферы производства в сферу по-требления.
Значение и роль товарных запасов. Планирование и образования то-варных запасов. Товарные излишки и дефицит. Чистота и сроки оборачивае-мости товарных запасов. Инвентаризация наличных запасов, методы и поря-док ее проведения.
Отдел продажи и его функции. Формирование заказов потребителей: подготовка потребителями заказов на поставку товаров, способы их передачи и расчета за товары, определение стоимости заказываемых товаров. Продажа товаров: методы, организация и эффективность.
Тема 14. Формирование процессов товародвижения
в оптовой торговле
Особенности организации товародвижения в оптовой торговле. Прин-ципы, формы и каналы товародвижения. Анализ и оценка затрат по каналам товародвижения.
Доставка товаров, их приемка и хранение на складе. Доставка товаров от поставщиков на склад, этапы и коммерческие условия их выполнения. Комплекс торговых операций, связанных с приемкой, размещением и хране-нием товаров. Операционные расходы, учет и контроль за товарами на скла-де.
Значение работы по выполнению заказов товарополучателей. Порядок оформления заказов, их продвижение и мероприятия по осуществлению. Со-держание торговых операций по подготовке заказа к отгрузке. Доставка гру-зов потребителю: способы, коммерческие условия и анализ затрат.
Формы транспортного обслуживания потребителей и методы расчета транспортных расходов. Пути оптимизации маршрутов доставки грузов. Контроль за их соблюдением. Ведение документации по транспортным пере-возкам грузов.
Тема 15. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности
в оптовой торговле
Денежные ресурсы и их роль в оптовой торговле. Источники капитала в оптовой торговле. Формирование бюджета фирмы. Экономия денежных средств при закупке и продаже товаров.
Тема 16. Ценообразование в коммерческой деятельности
оптового торгового предприятия
Факторы, влияющие на цены при закупке и продаже товаров. Опреде-ление критической точки цены в зависимости от объема продаж товаров и расчетной прибыли. Схема калькуляционных расчетов цены на реализуемый товар. Контроль и регулирование цены на товары.
Тема 17. Организация работ по обеспечению безопасности оптового торгового предприятия
План обеспечения безопасности. Организация системы контроля за доставкой и сохранностью товаров.
Тема 18. Оценка и результаты коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
Затраты, определяемые куплей и продажей товаров. Критерии оценки затрат, связанных с коммерческими и производственными процессами опто-вого предприятия. Влияние затрат на прибыль предприятия.
Тема 19. Особенности коммерческой работы на розничном
торговом предприятии
Сущность, задачи и цели коммерческой деятельности в розничной тор-говле. Основные направления организации и развития коммерческой дея-тельности в современных условиях.
Тема 20. Исследование рынка потребительских товаров
Анализ рынка потребительских товаров как необходимое условие раз-вития коммерческой деятельности. Определение спроса и предложения на потребительском рынке, его емкости. Изучение конъюнктуры потребитель-ского рынка, ее влияние на коммерческую деятельность в торговле. Предпо-сылки и тенденции развития потребительского рынка.
Тема 21. Организация розничной торговой сети
Розничная торговая сеть: классификация, показатели структуризации, методы размещения. Основные направления развития. Организационно-экономические характеристики типов розничных торговых предприятий.
Тема 22. Коммерческие связи розничных торговых предприятий при рыночных отношениях
Коммерческие связи розничных торговых предприятий на потреби-тельском рынке. Вертикальные и горизонтальные связи торговых предпри-ятий с субъектами рынка. Установление торговыми предприятиями прямых коммерческих связей с партнерами и использование услуг торгово-посреднических фирм. Предпосылки и надежность хозяйственных связей розничного торгового предприятия с поставщиками.
Тема 23. Организация и управление коммерческой деятельностью
розничного торгового предприятия
Система управления коммерческой деятельностью розничной торговой организации (предприятия): методология, функциональная и организацион-ная структуры, техника и технология управления. Взаимосвязь элементов системы управления коммерческой деятельностью розничной торговой орга-низации (предприятия).
Тема 24. Структура и функции коммерческой деятельности
на розничном торговом предприятии
Формирование ассортимента потребительских товаров. Товарно-ассортиментная политика – основа розничного торгового оборота фирмы. Основной и дополнительный ассортимент. Значение расширения и обновле-ния ассортимента товаров. Ассортиментный перечень потребительских това-ров. Контроль за ассортиментом.
Закупочная деятельность. Этапы процесса закупок: планирование объ-ема поставок товаров с учетом спроса покупателей; обеспечение процесса за-купок; процедура выбора поставщиков и заказа товаров; торговые сделки и товарно-денежный обмен.
Товароснабжение как основа торгово-коммерческого процесса. Значе-ние и автономные функции товароснабжения в торгово-коммерческом про-цессе. Элементы товародвижения и товароснабжения, их издержки. Источ-ники и условия поступления товаров в торговую сеть.
Организация торгового процесса. Суть торгово-коммерческого процес-са в розничном торговом предприятии. Задачи и коммерческие функции при-емки, хранения и подготовки товаров к продаже. Ведение учета движения потребительских товаров. Затраты при хранении товаров на складе торгового предприятия и складские показатели (средний запас, частота оборачиваемо-сти, срок хранения).
Продажа товаров, ее понятие как розничной купли-продажи. Факторы, обуславливающие продажу. Методы розничной продажи товаров и их ре-зультативность.
Обслуживание покупателей. Виды предпродажных и послепродажных услуг, расчет их стоимости.
Тема 25. Эффективность коммерческой деятельности розничного
торгового предприятия
Влияние коммерческой деятельности на основные экономические по-казатели розничного торгового предприятия: товарооборот, валовый доход, торговые издержки, связанные с закупками, складированием, продажей и управлением торгово-технологическим процессом, прибыль и рентабель-ность от купли-продажи товаров.
Удельные показатели эффективности торгового предприятия: доля оборота, валового дохода, прибыли на одного сотрудника, на 1 кв. м торго-вой площади, на 1 кв.м. складской площади, заработанная плата, приходя-щиеся на одного работающего.
Тема 26. Организация и управление торгово-посреднической
деятельностью на рынке товаров
Формы торгово-посреднических структур на оптовом рынке товаров народного потребления и производственного назначения, организация и управление их коммерческой деятельностью.
Оптово-посреднические фирмы Федеральной Контрактной системы Российской Федерации, особенности организации и управления их коммер-ческой деятельностью.
Тема 27. Организация и управление коммерческой деятельностью на товарных биржах, торговых домах, выставках и ярмарках,
аукционах и торгах
Организационная структура и функции, техника и технология органи-зации и управления коммерческой деятельностью.
РАЗДЕЛ 4. Особенности формирования ассортимента, организации закупок, поставок, товародвижения и продажи (сбыта) товаров, сервисного обслужи-вания на предприятиях по отраслям народного хозяйства
и сферам коммерческой деятельности
Тема 28. Особенности формирования ассортимента
Формирование и развитие производственного ассортимента товаров, технология его планирования в хозяйственном предприятии.
Тема 29. Организация закупок товаров
Значение закупок в хозяйственной деятельности предприятий, основ-ные принципы их проведения, планирование поступления и закупки товара.
Тема 30. Особенности организации поставок товаров
Базисные условия поставки товаров и договорные отношения с контр-агентами, организация контроля за исполнением договорных обязательств.
Тема 31. Особенности организации товародвижения
и продажи (сбыта) товаров
Каналы распространения и товародвижения на отраслевом рынке: их принципы формирования, элементы, управление затратами. Организация системы сбыта, организационные формы и методы сбыта /продажи товаров.
Тема 32. Особенности сервисного обслуживания на предприятиях
отраслевой направленности
Сервис в системе коммерческо-сбытовой деятельности, основные принципы и задачи организации сервиса на предприятиях различной отрас-левой ориентации.
Тема 33. Модели построения и ведения коммерческой деятельности предприятий
Суть и состав коммерческих процессов, осуществляемых предпри-ятиями. Место коммерческих процессов в общей системе деятельности пред-приятия.
Цель, задачи, функции, операции и ресурсы, результаты моделирова-ния коммерческих процессов. Условия построения и реализации моделей коммерческой деятельности как объекта управления: законодательство, дого-вора, соглашения, контракты, информационное обеспечение.
Тема 34. Коммерческие инновации
Нововведения в организации и технологии коммерции, их роль в об-новлении основных фондов, преобразовании форм организации и управления коммерческой деятельностью. Влияние коммерческих инноваций на эффек-тивность деятельности предприятия. Инвестиции в коммерческие инновации.
РАЗДЕЛ 5. Анализ и стратегическое планирование коммерческой деятель-ности предприятия
Тема 35. Анализ и стратегическое планирование коммерческой дея-тельности предприятия
Анализ коммерческой деятельности предприятия на отраслевом рын-ке. Ее элементы, их свойства и методы анализа.
Содержание, формы и методы стратегического планирования коммер-ческой деятельности.
Тема 36. Бизнес-планирование
Оперативный бизнес-план как основной инструмент внутрифирменно-го планирования коммерческой деятельности. Бизнес-операция, ее ресурсное обеспечение с учетом рыночных рисков и диверсификации политики пред-приятия. Система государственного регулирования рыночного хозяйства и стимулирования развития бизнеса.
РАЗДЕЛ 6. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рын-ка (недвижимость, банки, страховые и лизинговые компании, инжиниринг, «ноу-хау» и др.)
Тема 37. Основные элементы инфраструктур рынка
Инфраструктура рынка: понятие, сущность. Основные элементы ин-фраструктуры рынка. Основные задачи и функции инфраструктуры рынка. Краткая характеристика отдельных элементов инфраструктуры рынка (бир-жи, банки, аудиторские, консалтинговые, страховые компании, брокерские фирмы, учебные заведения и др.).
Тема 38. Сущность, задачи и цели организации коммерческой
деятельности в инфраструктуре рынка
Понятие и сущность коммерческой работы. Роль и задачи развития коммерческой работы в инфраструктуре рынка. Субъекты и объекты ком-мерческой деятельности. Коммерческие риски и способы их уменьшения. Классификация рыночных инфраструктур по видам, функциям, организаци-онному построению, формам собственности, принадлежности капитала.
Система показателей анализа и эффективности коммерческой деятель-ности инфраструктуры рынка.
Тема 39. Формирование инфраструктуры лизингового рынка РФ
Лизинг как форма реализации (сбыта) продукции. Основные понятия лизинга. Объекты и субъекты лизинга. Лицензирование лизинга. Правовое регулирование лизинга в РФ. Международные лизинговые организации. Конвенции о международном лизинге. Участие иностранного капитала в Рос-сии.
Лизинговые компании в России. Организационные формы лизинга в РФ. Двойственная природа лизинга. Классификация видов лизинга. Основ-ные черты и особенности лизинга. Механизм лизинговой сделки. Этапы за-ключения лизинговых сделок. Лизинговый договор и его характеристика. Экономические основы лизинговых сделок.
Место коммерческих банков в лизинге России.
Методы участия банковского капитала в лизинговом бизнесе.
Лизинговые операции в коммерческом банке.
Тема 40. Организация коммерческой деятельности банка
Банки – стимулятор рыночных преобразований в России. Миссия банка и основоположные цели банка. Изучение рынка банковских услуг.
Оценка и стратегия риска в банковской деятельности. Организация структуры банка и маркетинговая служба. Совершенствование банковского обслуживания и реклама.
Разработка бизнес – плана коммерческого банка. Основы организации безналичных расчетов в банке. Кассовые операции коммерческого банка. Порядок кредитования юридических и физических лиц. Кредитный договор банка с заемщиками. Формы и виды обеспечения возвратности банковских ссуд. Управление активами банка. Решение проблем «прибыльность – лик-видность» банка.
Факторинговые операции коммерческого банка. Характеристика видов факторинга. Организация факторингового обслуживания коммерческими банками. Роль маркетинга в обслуживании коммерческой деятельности бан-ка. Стратегия банковского маркетинга.
Тема 41. Организация коммерческой деятельности
страховых компаний
Экономическое содержание страхования. Государственное регулиро-вание страхования. Страхование предпринимательских рисков. Характери-стика объектов, связанных с предпринимательской деятельностью. Страхо-вание коммерческих рисков. Страхование от убытков вследствие перерывов в производстве. Страхование рисков новой техники и технологии. Страхова-ние биржевых и валютных рисков.
Основные принципы страхования экспортных рисков. Организация страхования экспортных рисков. Страхование кредитных рисков. Страхова-ние банковских кредитов. Страхование риска непогашения кредитов. Оценка кредитоспособности заемщика при страховании банковских рисков. Сущ-ность и назначение страхования ответственности. Страхование ответственно-сти на случай причинения вреда в процессе хозяйствования и профессио-нальной деятельности. Экономическое содержание страхования основных и оборотных фондов. Основные условия страхования платежей, методы и пре-кращение договора страхования. Страховой маркетинг.