Содержание:
Содержание:
1. Предмет теории государства и права. 2
2. Методология теории государства и права. 3
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. Функции теории государства и права. 4
4. Понятие и основные признаки государства. 6
5. Причины происхождение государства. 6
7. Типология государства: формационный подход. 9
8. Типология государства: цивилизационный подход 10
9. Соотношение государства и права 11
10. Понятие и классификация функций государства. Функции Российского государства в современный период. 12
11. Понятие аппарата государства и его структура. Аппарат Российского государства на современном этапе. 14
12. Понятие и признаки государственных органов. Виды государственных органов. 15
13. Общесоциальное и классовое в сущности государства. 16
14. Понятие формы государства. 18
15. Формы правления в государствах. Особенности формы правления современного российского государства. 18
16. Формы государственного устройства. Особенности государственного устройства современного российского государства. 19
17. Понятие и виды политических режимов 20
18. Место и роль государства в политической системе общества. 22
19. Правовое государство: понятие и основные признаки. 22
20. Происхождение права. 23
21. Понятие и основные признаки права, их характеристика. 24
22. Сущность права: общесоциальный и классовый подходы а понимании. 25
23. Принципы и функции права. 26
24. Социальные нормы: понятие и виды. Право в системе социальных норм. подходы. Историческая школа права 28
25. Современные концепции правопонимания: нормативный и социологический подходы. Историческая школа права 29
26. Правовая норма: понятие, структура и виды. 29
27. Способы изложения юридических норм в нормативных правовых актах. 30
28. Система права и ее структурные элементы 31
29. Отрасль права. Общая характеристика основных отраслей современного российского права. 32
30. Правовая система общества. Виды и общая характеристика основных правовых систем общества. 33
31. Понятие и виды форм (источников) права. 35
32. Соотношение системы права и системы законодательства 37
33. Понятие и виды правотворчества, основные стадии законотворческого процесса. 39
34. Нормативно-правоиые акты: понятие, признаки, виды. 40
35. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 41
36. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды. 42
37. Понятие и классификация юридических факторов 43
38. Понятие и виды правоотношений 44
39. Понятие и структура правоотношений. 45
40. Субъекты правоотношений: их правоспособность, дееспособность, дел иктоспособность. 45
41. Правомерное поведение: понятие и виды. 46
42. Правонарушение: понятие, признаки, юридический состав. 47
43. Виды правонарушений, их краткая характеристика. 49
44. Понятие, признаки и виды юридической ответственности ее основания. 49
45. Реализация права: понятие и формы. 50
46. Применение права как особая форма его реализации. 51
47. Основные стадии правоприменительного процесса. 52
48. Акты приминения права: понятие и виды 52
49. Толкование права: понятие, виды, способы. 53
50. Акты толкования права: понятие и юридические свойства. 54
51. Пробелы в законодательстве. Аналогия закона и аналогия права, как способы восполнения пробелов в законодательстве. 55
52. Коллизии в праве, порядок их разрешения. 56
53. Правовой статус личности в обществе, понятие и структура. 56
54. Народовластие в Российской Федерации и формы его осуществления 57
55. 11онятие законности и правопорядка, их соотношение. 58
56. Гарантии законности и правопорядка 60
57. Правосознание: понятие, структура и функции. 60
58. Правовая культура: понятие и структура. 61
59. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления. 62
60. Понятие и структура механизма правового регулирования. 62
Выдержка из работы:
1. Предмет теории государства и права.
Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения, Эта юридическая наука представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения.
Предназначение любой науки заключается в изучении определенных рамками исследования закономерностей объективного мира. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности. Эти закономерности и составляют ее предмет. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и в неразрывной взаимосвязи. Важно уметь отличать ее предмет от предмета иных юридических наук:
• общеисторических наук о государстве и праве (история государства и права, история политических и правовых учений);
• отраслевых юридических наук (конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и других);
• специальных юридических наук (криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и других).
В системе юридических наук теория государства и права — общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития государства и права в целом и вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие теоретические науки.
33. Понятие и виды правотворчества, основные стадии законотворческого процесса.
Правотворчество – одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их известная многоплановость предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, который складывается из двух частей. Первая – включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.); вторая – в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.
1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта пра-вотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности се осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.
60. Понятие и структура механизма правового регулирования.
Механизм правового регулирования — это
единая система правовых средств, посредством которых осуществляется комплексное воздействие на поведение субъектов правоотношений для удовлетворения общественно полезных целей.
Элементы механизма правового регули¬рования:
1) нормы права;
2) правоприменительный акт;
3) правовые отношения;
4) акты реализации субъективных прав и юри¬дических обязанностей субъектами.
Виды механизма правового регулирования:
1) простой — это механизм, используемый для регулирования только одного правового акта;
2) сложный — это механизм, используемый для реализации одного акта с помощью дру¬гих вспомогательных актов.
Методы правового регулирования:
1) субординация (централизованное регу¬лирование), при котором регулирование осуществляется на основе властно-императивных начал;
2) координация (децентрализованное ре¬гулирование), при котором регулирование осуществляется под влиянием субъектов правоотношений путем договоров, односто¬ронних правомерных юридических действий. Способы правового регулирования:
1) запрет;
2) дозволение;
3) обвязывание.
Средства правового регулирования — это единая система правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, по¬средством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений. Виды средств:
1) в зависимости от категории:
а) средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой" юридические термины, сведения о долж¬ном и запрещенном поведении и т.д.;
б) средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъек¬тов правоотношений;
2) по юридической значимости:
а) основные;
б) вспомогательные;
3) по функциональному назначению:
а) регулятивные;
б) охранительные;
4) по характеру права:
а) материальные;
б) процессуальные;
5) по времени действия:
а) однократные;
б) многократные;
6) по форме деятельности:
а) нормативные;
б) индивидуальные;
7) по предмету правового регулирования:
а) уголовно-правовые;
б) гражданско-правовые и т.д.;
8) в зависимости от предоставления или ограничения прав:
а) стимулирующие;
б) ограничивающие.