Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Вхождение в мировое финансово-экономическое пространство требует проведения реформ не только в экономической жизни, но и в сфере социальной политики государства. Среди важнейших социальных преобразований особое место занимает реформирование пенсионной системы, которое затрагивает интересы нескольких поколений россиян.
До пенсионной реформы 2002 г. в стране сохранялась унаследованная с советских времен система социального обеспечения, при которой пенсионер фактически не рассматривался в качестве застрахованного лица, наделенного своими правами, а также соответствующими обязанностями со стороны государства как страховщика по отношению к нему. Соответственно размер пенсии определялся исходя из имеющихся (реально уменьшающихся в условиях кризиса) ресурсов и желания распространить это материальное обеспечение на все новые категории граждан, нуждающихся в социальной защите.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Сущность и формы социального обеспечения и социальной защиты в современной экономике
Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.
Статья 7 Конституции России говорит о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», ст. 37—43 дается перечень «гарантий социальной защиты»: право на труд, право на отдых, государственная защита семьи, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, на образование.
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
3.1 Совершенствование администрирования пенсионных платежей
Эффективное финансовое обеспечение системы социального страхования требует разработки научно обоснованной методологии и встроенных в рыночную экономику механизмов формирования и использования финансовых ресурсов фондов социального назначения в рамках четко определенных приоритетов социальной политики. В результате рассмотрения структуры и динамики расходов внебюджетных фондов сделан вывод необходимости консолидации финансовых ресурсов всех государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации, что позволит:
во-первых, значительно повысить эффективность управления финансовыми ресурсами и уровень собираемости страховых взносов;
во-вторых, обеспечить транспарентность движения финансовых потоков;
в-третьих, осуществить индивидуальный адресный подход к обеспечению социальной защищенности граждан;
в-четвертых, сократить расходы на содержание управленческого аппарата государственных внебюджетных фондов.