Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения. 10
1.1 Типы отклоняющегося поведения 10
1.2 Общая характеристика подросткового возраста 17
1.3 Виды девиантного поведения 33
1.4 Уходы из дома, бродяжничество 36
1.5 Наркотическая зависимость 41
1.6 Агрессивное поведение 43
1.7 Аутоагрессия, депрессия и суицидальное поведение 46
1.8Демонстративное и вызывающее поведение различного рода, подростковый негативизм 51
Глава 2. Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в Отделении по делам несовершеннолетних ОВД 55
2.1 Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента 55
2.2Этапы изучения особенностей личности несовершеннолетних подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстников 57
2.3Особенности поведения подростков, состоящих на учете в Отделении по делам несовершеннолетних ОВД (анализ экспериментальных данных) 58
Глава 3. Методические рекомендации по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних (профилактика). 70
Заключение 89
Список используемых источников и литературы 94
Приложения 99
Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания, нарушение норм морали, рост самоубийств). Во всех этих позициях несовершеннолетний подросток, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность.
Обзор исследований отечественных и зарубежных авторов позволил выяснить, что наиболее часто встречающиеся понятия, обозначающие трудности несовершеннолетних, - это: трудные, трудновоспитуемые, трудно обучаемые, педагогически запущенные, социально запущенные, безнадзорные, девиантные, делинквентные. криминальные, дискомфортные и, наконец, дезадаптированные.
Глава 1 Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения.
1.1Типы отклоняющегося поведения
Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте, которому свойственны несформированность "Я"- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно.
Каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействия окружающей среды. Поведение проявляется в индивидуально-своеобразных формах, не всегда адекватных. Часто образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным.
Нервная система обладает способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные, которые по мере их закрепления, воспринимаются как нормальное явление. Т.е. то, что в субъективном восприятии подразумевается как положительное, объективно является проявлением отклоняющегося поведения.
Глава 3. Методические рекомендации по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних (профилактика)
Целью формирующей работы с подростками, состоящими на учете в отделении по делам несовершеннолетних является профилактика и коррекция поведения трудных подростков, предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних группы риска.
В качестве методических рекомендация по работе с данным контингентом подростков, нами были рассмотрены модель социально-психологической работы с трудными подростками, выявлены этапы социально-психологического сопровождения несовершеннолетних детей группы риска.
Работа социального педагога с трудными подростками осуществляется поэтапно: первоначально устанавливается психологический контакт с подростком; далее проводится диагностическая работа по выявлению причин дезадаптации; на следующих этапах работы составляется программа дальнейших действий по оказанию социально-педагогической помощи и определяется эффективность проделанной работы [33,48].