Выдержка из работы:
Тема 1. Предприятие — основное звено экономики
1. Проанализируйте определения.
■ Предприятие — это производственное учреждение: завод, фабрика, мастерская.
■ Предприятие — это производственная или торговая хозяйственная единица или объединение нескольких таких единиц.
■ Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на ос¬нове использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет рабо¬ту, оказывает услуги.
Какое из этих определений, на ваш взгляд, более правиль¬но? Выявите достоинства и недостатки каждого определения.
3. Предприятия различают по организационно-правовым фор¬мам, например: частные, государственные, акционерные обще¬ства, товарищества и т. д. В Европе широко известны концер¬ны: немецкий «Фольксваген», шведский «Вольво», а в России,
например, — «Электрон», «Панинтер», «Бабаевский». Во многих странах, в том числе в России, распространены холдинги,конгломераты, консорциумы.
Поясните, почему создаются такие объединения, как кон¬церны, холдинги, конгломераты, консорциумы. Что для них характерно, какие они имеют преимущества и недостатки?
Тема 2. Предприятие и рынок
3. В рыночной экономике имеются две основные груп¬пы потребителей: организации (предприятия) и инди¬видуальные (конечные) потребители. Считается, что наиболее массовая, динамичная и трудно предсказуемая группа — это индивидуальные потребители, на по¬ведение которых оказывают влияние различные фак¬торы.
Согласны ли вы с вышеизложенным? Почему? Какие факторы влияют, на ваш взгляд, на поведение индивидуальных потребителей? Как эти факторы можно учесть предприятиям?
5. Чем более длителен жизненный цикл товара, то есть время от выхода товара на рынок до снятия этого товара с продажи, тем выгоднее предприятию. Однако конкуренция заставляет заменять товар прежде, чем завершится его жизненный цикл.
Сравните жизненные циклы нескольких товаров (на ваш выбор) и выявите проблемы в этой области для предпри¬ятий, имеющих широкий ассортимент товаров и услуг.
Тема 3. Кадры предприятия
По поводу значения кадров на предприятии имеются две точки зрения. Представители одной точки зрения, являясь сторонниками системного управленческого подхода, считают, что главное — это создание надежной структуры предприятия, разработка четких правил, инструкций и т. п. Когда все это бу¬дет создано, любой руководитель и любой персонал выполнят поставленные перед предприятием задачи.
Одним из известных сторонников этой точки зрения можно считать американского предпринимателя Дж. Пола Гетти, который утверждал: «Бизнес — это бизнес. Принци¬пы бизнеса не меняются, основы остаются, какой бы отрас¬ли промышленности это ни касалось... Моя первая карьера бизнесмена была посвящена разведке, добыче, переработке и продаже нефти. Потом я стал руководителем авиационного предприятия "Спартак Эйркрафт", которое следовало рас¬ширить: принять, обучить, организовать новых работников, а также увеличить производственную площадь.
До вступления в руководство авиационной компани¬ей я только знал, что у самолетов есть крылья и двигатели и что, если они правильно построены, они летают. Через два года производственная площадь цехов завода вырос¬ла с 65 тыс. кв. футов до 300 тыс. кв. футов, а числен¬ность персонала возросла с нескольких десятков человек до 5500 работников».
Сторонники другой точки зрения первостепенное значе¬ние придают кадрам. Например, известный менеджер Ли Якок-ка, спасший от банкротства фирму «Крайслер», утверждал: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свес¬ти к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если нет надежной команды, то с помощью остальных факторов мало что удается сделать».
1. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Приведите до¬воды и примеры, используя отечественный и зарубежный ма¬териал (на ваш выбор).
2. Рассчитайте численность производственных рабочих,
используя данные таблицы.
Решить только Вариант Б
Наименование Варианты
А Б В
1. Годовая проектная мощность (шт.) 12 000 18 000 24 000
2. Выработка одного рабочего в день (шт.) 10 5 8
3. Количество рабочих дней в месяц 20 25 25
Тема 4.Оплата труда работников предприятия
1. Оплата труда работников на российских предприятиях выступает в двух основных формах: повременной заработной платы и сдельной заработной платы. Каждая из этих форм име¬ет свои особенности, преимущества, недостатки, свою область применения.
Сравните эти формы оплаты труда. Объясните, когда эффективно применять одну форму, а когда — другую. По¬чему?
2. Используя тарифную систему, рассчитайте с учетом исходной величины повременной заработной платы, равной 4330 руб., тарифные ставки указанных ниже разрядов.
Определите тарифную и общую заработную плату за месяц с учетом заданного месяца по одному из вариантов (по вашему выбору):
3. Рассчитайте прямую сдельную заработную плату по часо¬вой тарифной ставке для одного из указанных выше разрядов (используйте данные задания 2). Норма выработки продукции составляет 10 шт. в час, а общий объем продукции за месяц равен 5000 шт.
Тема 5. Планирование деятельности предприятия
При создании новых предприятий возможны различные подходы. Иногда предприниматели, имея лишь идею и прове¬дя самые общие расчеты, без какого-либо основательного пла¬на (на него надо затратить значительное время) организуют производство, ожидая скорейшего получения прибыли. Так действовать в принципе можно, так как ни один нормативный документ не обязывает составлять план.
Однако, по мнению других бизнесменов, такой вариант рассчитан на короткий период времени и на наличие исходных денежных средств. Если нет достаточных денежных средств и нужен кредит, то для получения кредита требуется обоснование деятельности в виде бизнес-плана. Кроме этого, надо учитывать, что деятельность предприятия связана с неопределенностью, риском, конкуренцией и т. п. Так, по американской статистике, ежегодно создаются около 700 тыс. предприятий, значительная часть которых по ряду причин прекращает свою деятельность.
3. Как вы считаете, что следует понимать под стратегическими альтернативами? Приведите конкретные примеры и пояснения.
4. Аргументируйте выбор стратегии развития предприятия с применением матрицы БКГ, созданной Бостонской консультационной группой.
Тема 6. Основные фонды предприятия
1.Совсем недавно процесс формирования основных фондов предприятия происходил под руководством ведомств. Это приводило к тому, что у предприятия был или недостаток оборудова¬ния, или его избыток. Теперь ситуация изменилась. Предприятиям приходится самостоятельно формировать основные фонды с уче¬том конкретной специфики производства.
Задание:
2. Второй этап в формировании основных фондов — это определение величины основных фондов на перспективный период по плановой величине объема продукции.
Рассчитайте по показателю фондоемкости величину ос¬новных фондов на перспективный год, если стоимость про¬дукции увеличивается в плановом году до 200 тыс. руб. с 160 тыс. руб., а величина стоимости основных фондов составляет в текущем году 32 тыс. руб.
4. Для возмещения изношенных основных фондов в про¬цессе их воспроизводства применяются амортизационные от¬числения, которые накапливаются в амортизационном фонде. На величину амортизационных отчислений оказывают влияние различные факторы: величина первоначальной стоимости основных фондов, их вид, срок спользования и т. п.
Рассчитайте остаточную стоимость основных фондов по первоначальной (балансовой) стоимости, равной 900 тыс. руб., учитывая фактический срок использования, равный четырем го¬дам, и нормативный срок использования, равный шести годам.
Тема 7. Оборотные средства предприятия
Оборотные средства предприятия предназначены для решения ряда необходимых задач: приобретения материалов, выплаты заработной платы работникам, реализации продук¬ции и т. п. В соответствии с этими задачами возникают типич¬ные сложности, часть которых упомянута в заданиях.
3. Определите величину основных, оборотных, а также производственных фондов на будущий период, если в текущем году производственные фонды составляют:
5. Попытайтесь объяснить, по каким причинам отечествен¬ные предприятия часто испытывают недостаток оборотных средств.
Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства
До перехода к рыночным отношениям на отечественных пред¬приятиях типичным было централизованное и фондовое распре¬деление материальных ресурсов. В настоящее время нет ни обще¬государственной системы материально-технического снабжения во главе с Госснабом СССР, ни специализированных, ни террито¬риальных органов материального снабжения. Предприятия долж¬ны самостоятельно решать проблему материального обеспечения.
Одна часть отечественных предприятий сохранила преж¬нюю внутреннюю структуру материально-технического обес¬печения (МТО) на основе функционального принципа. Другая часть предприятий использует зарубежный опыт и организует систему МТО на основе принципа логистики, меняя планирова¬ние МТО и структуру предприятия, создавая централизованный отдел МТО, который с помощью компьютерной техники управ¬ляет материальными и финансовыми потоками.
1. Попытайтесь дать характеристику традиционного подхода отечественных предприятий к организации материально-техни¬ческого обеспечения на основе функционального ринципа, указав достоинства и недостатки такой системы.
Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
1. Инновационная деятельность не только способствует со¬зданию новых товаров, технологий, но и является условием эффективной деятельности предприятия, способствует рас¬ширению рынка продукции.
По поводу факторов, влияющих на инновационную деятель¬ность, среди специалистов и руководителей предприятий име¬ются разные мнения.
Одни руководители ставят на первое место спрос потре¬бителей и учет требований рынка, отмечая при этом необходи¬мость улучшения положения предприятия. Например, руково¬дитель концерна «Панинтер» Александр Паникин в своей книге «Шестое доказательство (Признания русского фабриканта)» утвер¬ждал, что при выпуске такой продукции, как одежда, «...надо чутко улавливать все изменения на рынке, полностью учитывать его требования, даже причуды, быть преданным ему, как вассал сеньору. В дальнейшем достижению цели уже служат и констру¬ирование моделей, и цветовая гамма, и реклама, все прочие мно¬гочисленные слуги госпожи торговли. Альтернативы этому нет: или ты попадаешь в рыночную игру, или уступаешь место более сильным и удачливым».
Другие руководители считают, что главный фактор — это жизненный цикл товара, так как когда наступает снижение спро¬са на товар, то снижается объем продаж, падают выручка и при¬быль. Поэтому надо постоянно или обновлять продукцию, или выпускать модификации товаров.
Третьи придерживаются точки зрения, что главные факто¬ры — это конкуренция и необходимость увеличивать свою долю рынка сначала внутри страны, а потом — в других странах, а спрос можно формировать. Например, по мнению Акио Мориты, главы фирмы «Сони»: «Стратегия фирмы состоит в том, чтобы вести за собой потребителей, создавая новые продукты, а не спраши¬вать их... Это обусловлено тем, что потребители не знают, какие возможности имеются у фирм». По поводу конкуренции он от¬мечает: «В прошлом мы могли выпускать ту или иную модель в течение полутора-двух лет, теперь нам приходится менять мо¬дели каждые полгода, а нередко и чаще... Конкуренция — это движущая сила японского предпринимательства».
Американский предприниматель Дэвид Паккард (осно¬ватель и бессменный руководитель мультинациональной кор¬порации «Хьюлетт-Паккард») в книге «Завоевание простран¬ства» отмечает, что «...в компании "Хьюлетт-Паккард", как и в других технических компаниях, недостатка идей не бывает. Проблема состоит лишь в том, чтобы выбрать те идеи, которые вероятнее всего удовлетворят реальную потребность рынка».
Проанализируйте комплекс факторов, влияющих на ин¬новационную деятельность предприятия, сопоставляя разные точки зрения; выявите важнейшие из них. Какой точки зрения из числа приведенных выше вы придерживаетесь? Почему?
3. В России после Второй мировой войны были различные инновационные достижения.
В качестве примеров приведем следующие:
■ в октябре 1957 года был запущен первый искусствен¬ный спутник Земли и началась космическая эра;
■ в ноябре 1957 года впервые на спутниках были проведе¬ны биологические исследования, а также исследования космических лучей и коротковолновой радиации Солнца; возникла новая область науки — космическая физика;
■ в апреле 1961 года совершен первый космический полет человека — полет Ю. Гагарина на корабле «Восток»;
■ в марте 1964 года проведен первый эксперимент по вы¬ходу человека в космос, который совершил А. Леонов.
Приведите другие примеры инновационной деятельности отечественных предприятий и организаций во второй полови¬не XX — начале XXI веков.
Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции
1. Издержки производства - это существенный фактор в фи¬нансовой деятельности предприятия. Различают издержки производства: постоянные, переменные, валовые (общие), средние и предельные.
Какие из них, на ваш взгляд, требуют тщательного анализа и учета? Выявите различия между этими издержками. На осно¬ве сравнения каких издержек производства решается проблема увеличения прибыли?
2. Хозяйственная практика показывает, что обычно издержки производства определяют минимальную цену товара, а макси¬мальная цена определяется спросом (потребителями).
Возможна ли такая ситуация, когда в какой-то период вре¬мени цена равна издержкам производства? Что будет с финан¬совыми показателями предприятия? Что произойдет (может произойти) с предприятием?
5. Как вы считаете, какие затраты включаются в смету затрат на производство? Каков состав этих затрат? Включаются ли в материальные затраты сырье, материалы и т. д.?
Тема 11. Управление предприятием
Управляя предприятием, предприниматель может либо до¬биться ошеломляющего успеха, либо потерпеть убытки из-за про¬счета. От просчетов не застрахованы даже опытные руководители.
Примером такого просчета может служить принятая высшим руководством известной японской фирмы «Мазда» ошибочная стратегия. Фирма предпочла выпускать сверхкачественные автомобили, которые не соответствовали не только запросам рынка, но даже техническим возможностям самой компании. В итоге фирма понесла значительные финансовые потери.
1. Проанализируйте деятельность одной или двух известных
фирм, достигших успеха или потерпевших фиаско. Какие успехи
или, наоборот, ошибки в управлении характерны для этих фирм?
Тема 12. Финансы предприятия
Для успешной финансовой деятельности предприятие должно решить проблему получения прибыли.
При этом, как показывает хозяйственная практика, возмож¬ны различные подходы. Одни предприятия направляют свою деятельность на получение максимальной прибыли, в точном соответствии с выводами экономической теории, где подробно исследуется проблема максимизации прибыли при совершен¬ной конкуренции, монополии и т. д.
Руководство других предприятий (это типично для коллек¬тивных и акционерных предприятий) считает, что прибыль нуж¬на, но главное — это сохранение предприятия на рынке и расши¬рение его деятельности. Для этого требуется уметь определять перспективу и иногда отказываться от сиюминутной максими¬зации прибыли, так как максимальная прибыль, полученная из временных преимуществ конкуренции, привлечет внимание конкурентов и уменьшит будущие шансы на получение прибыли.
1. Какой точки зрения на финансовые проблемы предприятия
придерживаетесь вы? Свой ответ обоснуйте.
Тема 13. Банкротство и санация предприятия
Предприятиям присущ определенный жизненный цикл, стадии роста, зрелости и спада. Одни предприятия могут про¬длить период зрелости, другие — нет, в результате чего возни¬кают кризисные ситуации, наступает банкротство.
1. Как вы считаете, каковы основные причины банкротства?
Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
По поводу участия предприятия во внешнеэкономической деятельности встречаются различные мнения. Одни руково¬дители предприятий считают, что достаточно действовать на внутреннем рынке, вытесняя конкурентов и расширяя долю рынка. Другие в своей хозяйственной деятельности ориенти¬руются не только на внутренний рынок, но и на внешний.
1. Как вы думаете, может ли иметь место ситуация, когда товар внутри страны не пользуется спросом, а за рубежом спросом пользуется? Приведите примеры из отечественной практики.