Выдержка из работы:
1. Предмет психогенетики
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.
Она решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодов и т.д., во-вторых.
Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрение человека. Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка и взрослого. Неверное решение, неправильное понимание экспериментальных данных психогенетики приводит к социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом индивидуальности ученика до расистских теорий.
20. Типичные ошибки родителей при воспитании близнецов и их последствия
Одна из самых частых ошибок заключается в том, что родители относятся к близнецам как к единому целому, всячески подчеркивают и поощряют их сходство, причем не только внешнее, полагая, что они должны абсолютно во всем походить друг на друга. Особенно часто так случается, когда рождаются монозиготные близнецы, у которых тождественные наборы генов. Такие дети бывают одного пола — либо девочки, либо мальчики, и похожи они как две капли воды. Их одинаково одевают, покупают им одни и те же игрушки, стремясь развить у них идентичные вкусы и интересы. Им даже дают созвучные имена: Ирина — Марина, Паша — Аркаша.
Другая ошибка: способность близнецов удовлетворяться обществом друг друга создает иллюзию, будто им не нужно ни внимание взрослых, ни общение со сверстниками, и родители, занятые своими делами, часто и надолго предоставляют близнецов самим себе, порой они не поощряют и контакты и дружбу близнецов с другими детьми — дескать, зачем им кто-то третий?
Такое воспитание — подчеркивание схожести, одинаковости и сужение круга общения — может привести (и часто приводит) к тому, что близнецы еще больше сближаются. Со временем это делает их взаимодополняемыми и — что особенно плохо — взаимозависимыми. И чем больше времени проводят они наедине друг с другом в детстве, тем труднее им бывает потом в школе, трудовом коллективе.
Если тенденция воспитывать близнецов как единое целое сохраняется и в школьные годы, взаимозависимость становится настолько сильной, что они не могут существовать друг без друга. Из-за этого близнецов ждут впоследствии серьезные затруднения в профессиональной деятельности, где от каждого требуется личная ответственность за порученное дело. Может оказаться весьма затруднительным для близнецов и создание собственных семей, ибо каждый из них будет ждать и требовать от супруга тех качеств, какими наделен его соблизнец и каких недостает ему самому.