Выдержка из работы:
Глава 2. Отражение идеалов времени в моде 18-20 веков
2.1. Развитие моды в 18 веке
Отражение идеалов времени можно, прежде всего, найти в изменении костюма. Костюм - это экран, на котором проектируются в зримой и яркой форме не только все аспекты социального, материального, технического уровня развития общества[38;366].
Под термином «костюм» понимается отличительный стиль во внешнем облике человека, отражающий социальную, национальную, религиозную принадлежность, создаваемый с помощью художественного сочетания одежды, аксессуаров, обуви, головного убора или прически.
Развитие костюма XVIII века делится на периоды. Первый из них - господство стиля рококо. Этот стиль как бы завершает развитие западноевропейского барокко. Но если стиль барокко отражал аристократические вкусы времени расцвета абсолютизма, то стиль рококо – это отражение вкусов закатного периода государственных иерархий. И потому все здесь так мелко, жеманно и манерно. Изящная декоративность, хрупкость, интимность, утрировка изогнутых линий — вот характерные черты стиля рококо. Цвета в интерьерах и костюмах преобладают пастельные — голубые, розовые, белые, серые. Даже позолота делается очень легкой и светлой. Да и мебель теперь рассчитана на изысканные, манерные позы.
Заключение
Подражание является необходимой предпосылкой моды, ее противоречием; то, что мы называем процессом развития моды, представляет собой в сущности слияние противоречий. Объектом подражания становятся не просто сами по себе «модные» вещи, предметы, внешние формы быта и поведения, а определенный образ действия, манеры взаимоотношений, поведения, которые являются модными или не модными лишь постольку, поскольку они характеризуют, выражают внешне те ли иные поступки, действия, поведение.
Внутренние качества, темперамент и характер могут подчеркиваться внешними средствами, при этом естественно подражание. Только после того, как мода будет призвана и принята определенными кругами, она становится модой в собственном смысле этого слова. Смена одежды не считается ни с природой самого костюма, ни с возможностями, запросами, склонностями тех, кто его потребляет. Существуют «модные циклы», которые, зачастую противостоят, как крайность, рациональной смене одежды, определяющейся в основном износом ее утилитарных и эстетических функций. Мода как явление частично управляемое имеет периодичную цикличность в своем развитии. Исследования социокультурных циклов (циклического процесса распространения идей, вещей, стилевого образа предметной среды во времени и т.д.), усиливаемые средствами массовой коммуникации, проводятся различными международными организациями (в том числе Юнеско), а также частными организациями на Западе, и, прежде всего, фирмами, коммерчески заинтересованными в точном определении сроков цикла.