Выдержка из работы:
Введение
Актуальность настоящей темы исследования, в первую очередь, обусловлена тем, что за период после распада СССР большинство стран т.н. постсоветского пространства не смогли создать современной государственности, устойчивой к деструктивным внешним и внутренним воздействиям. Сам вопрос о реальности суверенного статуса национальных государств, с которыми Россия граничит на западе, юге и юго-востоке, является частью политической игры, в которой участвуют Европейский союз, США, Китай, Россия, а также усиливающиеся региональные державы – Иран и Турция. Возрастающая зависимость от внешних факторов может при определенных обстоятельствах быть стабилизирующим фактором, но, как правило, только стимулирует нестабильность и кризисы.
Очевидно, что истоки вооруженного грузино-югоосетинского конфликта, произошедшего в августе 2008 года, перспективы его дальнейшего развития и последствия в значительной степени детерминированы политикой, проводимой в Кавказском регионе многими игроками.
Августовские события имели важное отличие, которое не могло остаться незамеченным. Для многих россиян, экспертов, государственных деятелей, а также для части международного сообщества оказался довольно неожиданным характер реакции российского руководства на действия грузинской стороны. Дело в том, что в августе 2008 года впервые за постсоветскую историю Российская Федерация осуществила полномасштабное боевое применение своих Вооруженных Сил для защиты национальных интересов в соответствии с действовавшими доктринальными документами в области безопасности и обороны, вступив в прямое вооруженное противоборство.
Глава 1. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право
1.1. Понятие, источники и предмет регулирования правоотношений в ходе вооруженных конфликтов
Опыт войн, вооруженных конфликтов в мировом масштабе подтверждает в своей сущности тот факт, что преступная их цель определяет преступные методы ее ведения. Действительно, государство-агрессор, развязавшее несправедливую войну, ставит перед собой преступные цели, которые не могут быть достигнуты законными средствами и методами военных действий. И, наоборот, при справедливых освободительных войнах соблюдаются требования международного права, поскольку гуманная война, как правило, исключает преступные методы ее ведения.
Одна из особенностей заключается в том, что международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе еще не ведет к ликвидации из общественной жизни причин, которые порождают вооруженные конфликты. Хотя существует международно-правовое запрещение использования вооруженной силы в межгосударственных отношениях, государства нередко прибегают к ней для разрешения возникающих между ними споров и конфликтов. Это обстоятельство обусловливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации.
Как известно, история вооруженных конфликтов уходит корнями в глубокую древность. Изначально у вооруженных конфликтов, к коим относятся и войны, не было никаких правил, кроме закона сильного и принципа «горе побежденным» – эти слова, по преданию, произнес предводитель галльского полчища Бренн после победы над римлянами в 390 г. до нашей эры, бросив свой меч на чашу весов, где находились гири для взвешивания золота, которое римляне должны были ему заплатить за уход из их города.