Выдержка из работы:
Введение
Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Главный герой цирка - артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается преимущественно при помощи специфических цирковых средств - трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задаче создания образа. Комбинация трюков с другими актерскими действиями составляют номер - отдельное законченное произведение циркового искусства, сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров - представление .
Искусство цирка оптимистично и гуманно, его главная задача - прославление смелого, сильного, ловкого, гармонически развитого человека.
Особое место среди цирков занимает Театр зверей им.Дурова - культурно-просветительское учреждение, основан в 1912 году Л. Дуровым для популяризации разработанных им (при участии видных русских ученых) научных методов дрессировки. С 1919 носил название Уголка имени Дурова (современное название с 1982 года). С 1938 показывает представления для детей с более чем 200 животными. "Уголок дедушки Дурова", "Страна чудес дедушки Дурова", "Театр зверей имени В.Л. Дурова" - эти названия знакомы не только жителям Москвы и городов России, но и многим гостям из других стран. И действительно - это необычный дом, подобного которому в мире больше нет. Здесь царит мир и согласие между Человеком и Природой. Здесь живут рядом быль и сказка .
Глава 1. Методолого-теоретические основы зрелищного искусства в контексте культуры
1.1. Понятие и особенности циркового искусства
1.1.1. Понятие цирка
Цирк (лат. circus) — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление, как правило, на арене (она же на профессиональном языке – «манеж», диаметр которой всегда составляет 13 метров). Неизменность диаметра связана со спецификой цирковых представлений, собирающихся из отдельных номеров или аттракционов различных цирковых трупп). Манеж обнесен жестким барьером, отделяющим его от зрительских мест. Специального здания круглой формы с высоким куполом (необходимый для воздушных гимнастических номеров). Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантонимы, клоунады, исключительных способностей, часто связанных с риском (шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, эквилибристика, прыжки), дрессированных животных. Цирковая труппа постоянно базироваться в городе и иметь определённое стационарное или передвижное здание. Передвижное цирковое здание называется шапито (от франц. chapiteau – капитель, колпак), и представляет собой систему высоких центральных мачт и боковых стоек, на которые натягивается брезентовый шатер .