Выдержка из работы:
Введение
В последнее десятилетие усилился интерес к древней русской культуре и, прежде всего, к докирилловской письменности. Проблема эта сама по себе не нова, и еще Екатерина Великая отмечала наличие письменности у предков русских. Это вопрос интересен, тем, что открывает для изучения новый, ранее неизвестных исторический пласт, который имеет важное культурное значение для русского народа, как наследника восточнославянской культуры.
Начиная с XVIII в. ее пытались решить, предполагая более раннее возникновение глаголицы, которая до этого считалась более поздней разновидностью славянского алфавита, но только к ХХ веку эта точка зрения получила более или менее широкое распространение среди специалистов, однако все равно, став докирилловской, глаголица была приписана всё к тому же Кириллу, оказавшись просто другой кириллицей.
Совершенно иначе выглядят попытки обнаружить некоторый вид славянского письма, несводимый к кириллице и глаголице. К сожалению, первая такая попытка, предпринятая в XVIII в., оказалась неудачной. Предполагалось, что в Прильвице, деревушке в земле Мекленбург в Германии, были откопаны древние славянские божки, некогда принадлежавшие средневековому храму славян островной крепости Ретра.
Глава 1. Исследование дохристианской письменности русскими, советским и современными исследователями
1.1. Исследование дохристианской славянской письменности в России
Нужно сказать, что проблема существования дохристианской письменности на Руси не новая, этому вопросу 200-300 лет. В частности по этой проблеме высказывались такие известные люди как Татищев, Н.М. Карамзин, Федор Толстой, Евгений Болховитинов, Г.Р. Державин.
В.Н. Татищев, писал: – «Подлинные же славяне задолго до Христа и славяноруссы собственно до Владимира, письмо имели, в чем нам много древние писатели свидетельствуют» или в другом фрагменте В.Н.Татищев пишет: «Шведский писатель Лакцений в главе 40 показывает, что славяне из Вандалии в Северную Русь около 550 лет по Христе пришли. Всю Европу повоевав безсумненно письмо имели и с собою в Русь принесли» . Размышляя о летописце Несторе, который создавал «Повести временных лет», В.Н. Татищев утверждает, что Нестор создавал их не со слов и устных преданий, а опираясь на уже существовавшие книги и письма, которые он собрал и упорядочил. Нестор не мог со слов настолько достоверно воспроизвести Договоры с греками, которые были созданы лет за 150 до него. Это говорит о том, что Нестор опирался на уже существующие письменные источники, которые до настоящего времени не дошли.