Выдержка из работы:
Введение
В наше время вопрос о роли отца в семейных отношениях вообще и в жизни ребенка, в частности, особенно актуален. Наблюдается явный кризис семьи и, соответственно, кризис отцовства. Очевидно, что все вопросы, связанные с воспитанием детей, в современном мире возлагаются на женщин. Роль же отца, как правило, сводится к материальному обеспечению семьи. Но, в условиях современной жизни, когда у женщины есть возможность обеспечивать материальными благами как себя, так и своего ребенка, мужчина в семейной жизни отходит на задний план и кажется фигурой туманной и незначительной. И все чаще женщины приходят к выводу, что мать в состоянии дать своим детям все, что им нужно. Но так ли это, и действительно ли само слово «отец» является устаревшим и ненужным термином?
Отцовство как институт родительства давно привлекает внимание исследователей из числа этнографов, социологов, психологов. В одной только психологии феномен отцовства изучается в рамках различных научных подходов и направлений. В частности, основное внимание уделяется анализу исследований, в которых изучено влияние роли отца на психическое развитие ребенка.
Проблема значения отцовской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных в современном мире. Развивающаяся на западе практика воспитания детей в лесбийских парах, беспрецедентный рост числа разводов и неполных семей (каждый седьмой российский ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье, и в 94 % случаев это семья, с которой отец не живет), все чаще приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка и подростка (MacCallum F., Golombok S., 2004; Кон И. С, 2005).[29] Современные исследователи связывают с этим многие психологические проблемы современного человека: диффузность идентичности, в том числе половой и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение (Боуэн М., 2005; Target М., Fonagy Р., 2002; Cabrera N. и др.. 2000; Rohner R., 1998; Lamb М., Tamis-Lemonda С, 2004; Phares V., Compas В., 1993; Захаров А. И., 2000; Видра Д., 2000; Кочубей Б. И., 1993; Обухова Л. Ф., 2004; Прихожан А. М., 2000; Соколова Е. Т., 1986).[42,43]
............
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения роли родителей в развитии ребенка
1.1. Исследование влияния родителей на психическое развитие и формирование личности ребенка.
1.1.1. Формирование личности ребенка и семейное воспитание.
Во все времена и среди разных народов семейное воспитание было и остается неизменной ценностью, главной духовной основой жизни нации, мощным социальным феноменом, который тесно объединяет людей, непревзойденным фактором самовыражения человека во всех его ипостасях: младенец, ребенок, подросток, юноша (девушка ), мужчина (женщина), сын (дочь), дедушка, бабушка, внук и др..
Семья - малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.[20]
Семья является системой. Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы - организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья. В семье важны не только её члены сами по себе, но также отношения и связи между ними. Другими словами, для семьи имеет значение не только её структура, но и организация, которая зависит от способов взаимодействия её членов. Мало того, ни одно явление семейной жизни невозможно изучать и трактовать как отдельный элемент, но всегда только по отношению ко всей системе конкретной семьи.[12]
..........