Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Семья и развитие личности ребенка
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно - историческом подходе.
Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско - родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер). Значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В.Бардин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Цукерман), однако, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочислены и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер (Т.А.Гусева, В.К.Лосева, А.И.Луньков).
Кризис современной социокультурной ситуации обостряет проблемы развития ребенка, одна из которых связана с кризисными периодами воз¬растного развития, наиболее сложными с педагогической точки зрения. В системе профессиональной подготовки будущего учителя доминирует ори¬ентация на стабильные периоды, что приводит к практической беспомощ¬ности педагога в разрешении ситуаций, связанных с кризисами развития, к осложнению негативных проявлений, переживаний ребенка.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы психологической готовности современных школьников к обучению в школе, выявлению роли родителей в процессе успешного обучения детей.
Целью нашего исследования стало изучение вопроса изучение вопроса о влиянии семейных отношений на развитие личности ребенка.
Объект исследования: детско-родительские отношения, как педагогическая и психологическая проблема современной науки.
Предмет исследования: процесс влияния семьи на развитие личности ребенка.
В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы отношений между родителями и детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, выявить влияние семьи на развитие личности ребенка;
2. дать сущностную характеристику следующим понятиям: влияние родителей на психическое развитие ребенка, а так же рассмотреть ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании ребенка и выявить роль родителей в воспитании ребенка;
3.провести экспериментальное исследование отношений детей и родителей;
4.подобрать методику работы с родителями по формированию правильных отношений с ребенком, разработать программу занятий для детей и родителей для коррекции детско-родительских отношений.
Наше исследование основывалось на предположении о том, что отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны и положительно сказываются на психологическое и эмоциональное развитие ребенка. Отец и мать по-разному относятся к детям одного с ними и другого (противоположного) пола, что приводит к некоторым различиям в воспитании разнополых детей.
Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально - психологической и психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы, качественный анализ результатов исследования.
База исследования: ГОУ СОШ № 1382,г. Москвы.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования, подобранной нами методики работы с родителями, программы занятий для коррекции детско-родительских отношений в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную подготовку детей к школе.