Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Семейные факторы развития личности ребенка младшего подросткового возраста"
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно - историческом подходе.
Проблемы семьи и влияния родителей на развитие ребенка в целом давно привлекают внимание ученых. Тема семейного воспитания нашла отражение в произведениях И. И. Бецкого, Е. Н. Водовозовой, Н. А. Добролюбова, П. Ф. Каптерева, Е. И. Конради, А. С. Макаренко, Н. И. Новикова, В.А.Сухомлинского, С. Т. Шацкого и других.
Можно отметить, что наибольшие трудности родители испытывают в процессе воспитания детей подросткового возраста, так как подростковый возраст – один из сложнейших этапов в развитии ребенка. Определение психологического содержания подросткового возраста – одна из традиционных проблем отечественной возрастной и педагогической психологии. Не существует единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста; к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростковый период. Понятие «подросток» относят к широкому возрастному диапазону: если нижняя граница возраста не опускается ниже 10-ти лет, то верхняя может доходить до 16-ти (Л. И. Божович), и даже до 18-ти (Л. С. Выготский) [10.15].
Специалисты, работающие с подростками, и родители, имеющие детей этого возраста, знают, насколько сложен и труден период взросления. В нашем исследовании мы бы хотели рассмотреть изменения, происходящие в самосознании подростка, поиск им своего места в обществе и найти ответы на вопросы: Какую роль играют родители в этот период? Какую помощь может оказать психолог? Как реагировать на капризы, упрямство, своеволие подростка? Что должны делать родители, чтобы предотвратить суицидальные попытки, опасность рискованных мероприятий?
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте, можем отметить, что недостаточно систематично освещены вопросы становления чувства взросления подростков и особенности поведения родителей подростков. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы детско-родительских отношений подростков и родителей, выявлению роли родителей в процессе взросления детей подросткового возраста.
Целью нашего исследования было теоретическое и эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений и развития личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: процесс становления адекватной родительской позиции, влияющей на формирование положительных отношений с ребенком подросткового возраста на этапе становления чувства взрослости.
Объект изучения является отношения родителей и детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования. В соответствии с определенной целью, мы предположили, что отношения у родителей и детей в подростковом возрасте не всегда позитивны - возможно возникновение частых межличностных конфликтов с родителями, в силу сложности подросткового возраста, становления взросления и непонимания родителями позиции детей.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.на основании проведенного теоретического анализа научной литературы по теме исследования охарактеризовать семью как культурно-исторический феномен и социальный институт, определить типы семей, стили семейного воспитания, факторы, влияющие на развитие семьи и отношений детей и родителей;
2.дать характеристику подростковому возрасту, освещенному в отечественной возрастной и педагогической психологии;
3.провести эмпирическое исследование влияние особенностей детско-родительских отношений на развитие личности ребенка подростковом возрасте.
Для проведения эмпирического исследования нами были подобраны следующие диагностические методики:
1.анкетирование родителей на предмет выявления отношения родителей, к детям, знаний родителей проблем и особенностей жизни подростков и выявление причин возможных конфликтов между родителями и подростками;
2.анкетирование подростков на предмет выявления некоторых аспектов жизни подростков, особенностей взаимоотношений с родителями и выявление причин возможных конфликтов между родителями и подростками;
3.проведение диагностики детско-родительских отношений по методике А.Я.Варга – В.В.Столина.
База исследования: государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1128 г. Москвы. В анкетировании принимали участие 50 родителей и 50 младших подростков