Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Исследование неомифа творчества писателей XX века – в настоящее время очень актуальная тема. Интерес к неомифу как способу мышления автора проявляется в различных сферах, например, в искусстве, литературе, культуре. Причем мифологические сюжеты и мотивы присутствовали в литературе всех времен. Однако в творчестве современных писателей можно наблюдать новую черту мифологизации произведения, состоящую не в воспроизведении, а сотворении нового мифа на основе уже существующего.
Актуальность темы исследования состоит, прежде всего, в том, что мифы содержат в себе определенный нравственный потенциал, человеческие духовные ценности, социальный опыт наших предшественников. Актуальность исследования также основана на том, что в современном мире человек уже не чувствует мифологического отношения к окружающим его предметам и явлениям, поэтому можно говорить не о познавательном, а о поведенческом характере мифа. В связи с этим старый миф разрушается, но возникает новый миф, позволяющий человеку выразить свое видение мира.
Актуальность темы исследования определила цель работы: проанализировать неомиф в творчестве А. Кондратьева.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятию «неомиф».
2. Привести типологические черты неомифа.
3. Изучить неомиф в творчестве русских писателей.
..............
1 Неомиф в литературе XX века
1.1 Определение понятия «неомиф»
Понятие «неомиф» можно назвать довольно спорным вопросом. Несмотря на то, что неомифологизации в литературе посвящено большое количество научных исследований, терминологическая база данного понятия до сих пор до конца не установлена. Так, термин «неомиф» в настоящее время имеет множество синонимичных терминов. К примеру, Е.В. Климакова называет термины «мифопоэзия», «мифореставрация», «мифологизация», «вторичная мифологизация», «неомифологизм», «мифотворчество», «мифологизм» [Климакова 2010: 17].
О синонимичности терминологии можно говорить и в отношении определения самого неомифологического романа, который называют мифоцентрическим произведением, неомифологической литературой, романом-мифом, мифологическим романом, мифологизирующим романом, романом о мифе, даже философским романом [Миронов 2010: 903].
Сложности при определении понятия ознаменованы не только отсутствием единой терминологической базы термина, но и многозначностью понятия мифа, тесно связанного с понятием неомифа. Следовательно, термин «миф» в научной литературе имеет многоаспектное толкование. Как отмечает С.Л. Скопкарева, первые толкования понятия «миф», от которого произошло анализируемое в настоящей работе понятие «неомиф», появились еще в древности: к примеру, черты мифологического романа можно обнаружить еще в гомеровском эпосе [Скопкарева 2007: 151].
Следовательно, для изучения понятия «неомиф» необходимо подробно изучить понятие «миф» и его различные трактовки.
...........