Выдержка из работы:
Введение
Театральное искусство сегодня, как, впрочем, и всегда, не может рассматриваться отдельно от общества, внутри которого оно существует. Театр – одна из немногих сфер живого человеческого общения, обладающая особой силой воздействия на зрителя, побуждая к сотворчеству. Но при этом репертуарный театр вынужден и должен трансформироваться, включаться в обыденность современной жизни, отражая и проецируя со сцены процессы развития общества, являя собой модель развития этого общества, его нравственных и моральных ориентиров, системы ценностей, гражданской позиции, институтов государственной и частной жизни.
Большую роль в сегодняшней жизни театра играет государственная политика в сфере культуры, искусства и образования. Без подъема культуры невозможно преодолеть кризисы в экономической, политической и социальной жизни общества, а как следствие и кризис личности. Поэтому понятие частной жизни, проведение свободного времени, досуга приобретает масштаб государственного значения, что не может не влиять на особенности культурной жизни страны, изменение культурной политики и, в частности, политики деятельности театра. Это можно объяснить тем, что театральное искусство обладает уникальными способностями к синтезу и взаимодействию всех известных видов искусств: это и музыкальное искусство, и искусство танца, пластики тела, и изобразительное искусство, и эстрадный жанр, и, благодаря современным технологиям, кинематограф, и многое другое. Все эти аспекты оказывают сильнейшее психологическое влияние на зрительскую аудиторию, заставляет осмысливать увиденное, анализировать и, как следствие, действовать. ..........
Глава 1. Репертуарный театр – цели, задачи, место в общественной жизни и в культурном пространстве.
1.1. Традиции и история репертуарного театра. Репертуарный театр России в прошлые века: процесс изменения под влиянием социокультурных условий.
Само понятие репертуара не всегда относится к театру, хотя в основном значение этого слова как будто окружено аурой театрального искусства. В максимально широком смысле слова репертуар – это список исполняемых произведений, в сценическом искусстве это набор пьес для постановки в театрес некоторым промежутком времени.Существует термин «репертуарный артист» — артист, знающий конкретный репертуар, имеющий свой набор ролей и, соответственно, способный их исполнять без подготовки; таковым может быть актер театра или оркестровый музыкант.
Слово «репертуар» легло в основу особого типа театра, названного репертуарным. Репертуарный театр (от англ. repertorytheater) — форма организации театрального дела, при которой театр имеет постоянный (или медленно обновляемый) репертуар. Для репертуарных театров характерно наличие постоянной труппы, хотя, как и другие театры, они иногда нанимают актеров на конкретные спектакли[19].
Репертуарный театр со своим зданием («стационарный») типичен для России и стран Восточной Европы, поэтому в русском языке для обозначения такой организации обычно применяют просто слово «театр» без уточнения «репертуарный». В других странах зачастую более популярны другие типы театров (например, повторяющие постановку только одного спектакля, пока он приносит хорошие кассовые сборы).
Репертуарные театры впервые появились в Англии в XIX веке. В 1879 г. был создан Шекспировский мемориальный театр в Стратфорде-на-Эйвоне, в 1891-1897 гг. в Лондоне существовал «Независимый театр» (en:IndependentTheatreSociety), с 1912 г. репертуарным стал Олд Вик.
Обратимся к истории русского театра, которая раскрывает процесс формирования репертуарных традиций России, их модификацию под влиянием определенной социально-культурной ситуации.
.........