Выдержка из работы:
Введение
Актуальность темы. На рубеже XX -и XXI вв. в мире произошли глобальные изменения, которые принципиально изменили и усложнили международные отношения. Движущей силой всех изменений стало изменение биполярного мироустройства и утверждении гегемонии США.
Разрушение биполярного мироустройства и распад социалистического лагеря, привел к прекращению существования сразу нескольких государств, одним из них была Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Распад этого государства проходил особенно тяжело и сопровождался кровопролитной войной с масштабными разрушениями и человеческими жертвами. В общей сложности Югославский кризис продлился почти 20 лет и окончательно не урегулирован до настоящего времени. Югославский конфликт носил ярко выраженные черты внешнего вмешательства. Балканы стали местом конкуренции великих держав, которые решали судьбу государства и его народов.
Урегулирование Югославского конфликта показало, что в международных отношениях произошли кардинальные изменения. ООН и международное право рядом великих держав было проигнорировано, что принципиально меняло систему сложившуюся в Европе после Второй мировой войны. В результате в мире возникла новая геополитическая реальность, когда одна великая держава получила возможность решать все проблемы на свое усмотрение, т.е. выступать своеобразным международным арбитром, игнорируя другие великие державы и ООН. Югославский конфликт это пример силового решения конфликта, без достижения компромисса, когда одной из сторон навязывают не выгодные условия, которые она не может принять по объективным причинам. Рассмотрение этого конфликта - полезный опыт решения подобных ситуаций, которыми изобилует современный мир (Ближний Восток, Кавказ, постсоветское пространство, Центральная Азия, Северная Африка), в том числе, и современная Россия, что ярко доказали события в Крыму и на Юго-Востоке Украины. Учитывая имеющейся международный опыт урегулирования международных конфликтов России необходимо выработать стратегию, которая будет учитывать новые геополитические реалии. Для этого необходим тщательный анализ неудачного для нашей страны опыта урегулирования Югославского кризиса.
..........
1. Великие державы и их деятельность в урегулировании современных международных конфликтах (конец 20-21 вв.)
1.1. Стратегия внешнеполитической деятельности великих держав в урегулировании конфликтов
В Уставе ООН закреплена концепция «особой роли великих держав в обеспечении международного мира». В структуре ООН эта концепция реализована в форме Совета Безопасности (СБ ООН). Подчеркнуто, что СБ несет «главную ответственность за поддержание между народного мира и безопасности» и выступает при этом, так сказать, в роли опекуна от имени всех членов организации .
Устав ООН предусматривает разницу между пятью постоянными и десятью непостоянными членами, которые выбираются Генеральной Ассамблеей . Постоянные члены - Китай, Франция, Великобритания, России (ранее СССР) и США - великие державы 1945 г.
Все содержательные постановления Совета Безопасности требуют одобрения всех пяти постоянных членов, поэтому они и образуют новую «директорию» сообщества государств.
Естественная великодержавная позиция США и России, а также своего рода признанные и «присвоенные» великодержавные позиции трех других постоянных членов Совета Безопасности создают им привилегированные условия в правопорядке ООН. Если они с изменением исторических отношений нарушится, это приведет к серьезным последствиям для основанного на нем праве.
Приняв на себя ответственность за международную безопасность, пять великих держав, как известно, не смогли вести согласованную политику. «Холодная война» парализовала работу СБ, и эта модель не была реализован в полной мере. Однако, удавалось поддерживать равновесие двух противоборствующих сторон, что создавало в мировой системе особые правила игры. В настоящее время в мире сложилась однополярная миросистема, где единственным гегеномом являются США. Фактически Вашингтон остался единственной великой державой, которая способна в одиночку решать судьбу международных конфликтов, вопреки воле ООН, что было ярко доказано военной агрессией в Югославию и нарушением ее суверенитета и целостности.
..........