Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования основана на том, что в современ-ных условиях активно развивается культура потребления, что обусловлено устоявшимися и развивающимися социо-культурными установками. Данная общественная тенденция отражается в медийной сфере через феномен глян-цевых журналов. В настоящее время функционируют новые коммуникатив-ные модели в системе женских глянцевых журналов, что связано также с из-менением общественного положения российских женщин. Перечисленные факторы усиливают социальную значимость гендерной проблематики.
Женские журналы формируют особую сферу дискурса, в котором от-ражаются особенности гендерной специфики социальных проблем, форми-руются и развиваются гендерные стереотипы, нормы поведения и стандарты, как женской, так и мужской групп населения. Исторические аспекты транс-формации системы женских журналов связаны с происходящими в обществе изменениями представлений о категории женственности, функционально-ролевых характеристиках женского сегмента, что ведет к модификации ген-дерного дискурса, типологических характеристик изданий.
Одним из старейших сохранившихся журналов для женщин в нашей стране является журнал «Крестьянка». Данный журнал является изданием, которое стало наследником традиций женских дореволюционных журналов для домохозяек, прошло вместе с нашей страной все изменения нескольких эпох, многократно менялся вместе с курсом страны, а также остался актуаль-ным в современных экономических условиях. Интересно рассмотреть пере-ход журнала от формата «государственного» и «политического рупора эпо-хи», к формату коммерческому с характерными признаками современных глянцевых журналов............
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ В РОССИИ
1.1 История женских журналов, их типология и трансформация
Интерес к созданию специальной прессы для женщин возник еще в XVIII веке, но тогда это были или единичные издания, или «прибавления» к другой периодике. Активную форму процесс развития женской журналисти-ки приобретает во второй половине XIX века, когда начинает выходить целая группа подобных изданий. В начале XX века появляются небольшие описа-тельные статьи как первые попытки теоретического осмысления нового типа периодики - журналов для женщин. Как отмечает Е.Ю. Коломийцева, «в это время женские журналы переживают период расцвета, который продолжает-ся два десятилетия, однако предметом специального глубокого и всесторон-него изучения они еще долго не становятся» .
В начале XX века в России происходит всплеск общественного интере-са к «женскому вопросу» и проблеме равноправия мужчин и женщин. Соз-даются разнообразные женские организации, расширяется возможность дос-тупа женщин к профессиональной деятельности, появляется большое коли-чество поэтесс и писательниц. К этому же периоду относится расцвет перио-дической печати (в 1909 году, например, в России выходит 2543 издания ).
Соответственно, женская периодика также достигает своего апогея. Количество женских изданий заметно увеличивается. Если с 1779 года (год появления первого в России женского журнала – впервые в русском названии журнала появилось слово «модный» – «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», а позднее, до конца XIX века, т.е. более чем за столетие, в России появилось около 16 женских журналов, то в период с 1899 по 1917 год – вдвое больше). В начале XX века женские журналы пре-вращаются в массовые. В них отражаются вопросы быта, даются советы хо-зяйкам, печатаются выкройки и рецепты, а также картинки зарубежных «модных туалетов». Выходящий же в 1910-е годы «Журнал для хозяек» (час-тично после революции переформировавшийся в «Женский журнал») насчи-тывал сто тысяч подписчиков.
.......