Выдержка из работы:
Введение
Проблема волевой регуляции относится к числу наиболее дискуссионных как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. На протяжении истории ее изучения неоднократно изменялись как понимание понятия воли и ее проявлений, так и подходы к рассмотрению ее сущности и механизмов. Так, воля рассматривалась как «свобода выбора», произвольное управление поведением, мотивация, волевая регуляция, а также в других значениях.
Ссылаясь на ряд исследований в области психологии воли, можно выделить два основных подхода к ее рассмотрению в отечественной и зарубежной психологии: мотивационный и регуляционный.
Мотивационный подход к изучению воли характеризуется тем, что он ориентирован на ее побудительную функцию и мотивационные составляющие. В русле данного подхода рассмотрены труды отечественных психологов - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович.
Регуляционный подход, то есть подход к воле как к «свободному выбору», начал формироваться еще с работ Аристотеля. Позже идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса отстаивалась в работах А. Бена, Т. Рибо, В. Джеймса, Ч. Шеррингтона и других авторов. Выделяя в воле две стороны – содержательную и динамическую, регуляционный подход делает акцент на ее динамической стороне. В центре внимания здесь волевая регуляция поведения и деятельности, способность при помощи волевого усилия преодолевать внешние и внутренние трудности на пути к достижению цели, что выражается в различных волевых качествах личности.
..........
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития волевой саморегуляции личности у подростков с ОВЗ
1.1 Понятие волевой саморегуляции и ее развитие в подростковом возрасте
В данной главе рассматривается понятие волевой саморегуляции, ее развитие в подростковом возрасте, а также особенности данного процесса у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Для изучения понятия саморегуляции и ее особенностей мы обращаемся к имеющейся литературе по проблеме. Исследования и описания важных черт саморегулирования, их интегративной сущности и универсальности структуры в самых различных типах активности человека проводили такие авторы, как К.Л. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.М.Веккер, В.Д.Шадриков. Вопрос о роли личности в процессах произвольной саморегуляции исследовали В.А. Иванников, Т.И. Шульга, Б.А. Быков и другие авторы.
Понятие волевой саморегуляции состоит из двух элементов – «воля» и «саморегуляция». Рассмотрим данные элементы более подробно.
В психологической науке понятие воли приводится с различными определениями. Чаще всего оно используется в сочетаниях «волевое поведение», «волевой поступок», «сила воли».
Под волевым поведением подразумевается такое поведение, когда человек действует целенаправленно, контролируя свои действия, и в случае необходимости может воздерживаться от их совершения.
Л.С. Выготский, рассматривая проявления воли и самоконтроля как качество зрелой личности, отмечал, что овладение собственным поведением является первым признаком сформированности личности [18, с.161].
........