Выдержка из работы:
Введение
Изучение электорального поведения российского населения стало актуальным, начиная с первых выборов народных депутатов в 1989 году. Эти выборы были впервые альтернативными за последние десятилетия советского времени, которые предполагали возможность выбора депутата из нескольких. Следовательно, такое изменение характера голосования вызвало спрос на прогнозирование результатов выборов. А само изучение особенностей электорального поведения населения оформилось в отдельное направление исследований в конце 1990-х гг.
Участие населения в политических процессах, и, в частности, в различных выборах, будь то выборы президента или выборы депутатов в муниципальные образования, является условием для успешного функционирования общества. А дистанцирование от участия в политических выборах ведет к недоверию к демократическим институтам, препятствует образованию гражданского общества и может стать одной из причин нарастания социальной напряженности в обществе. Именно это и вызывает интерес, как у отечественных, так и у зарубежных ученых. Но все же, феномен абсентеизма еще недостаточно изучен.
Проблема абсентеизма в России стоит остро. По данным ВЦИОМ на выборах 1979г. приняло участие 63% избирателей, в 1984г. – 61%, 1989г. – 58,5%, 1994г. – 56, 8%, значительное снижение числа избирателей отмечено в 1999г. – 49,85%, в 2004г. их число составило 45, 7%. Таким образом, на данный момент, по официальным данным в Российской Федерации насчитывается примерно 52 млн. граждан, являющихся абсентеистами. А известно, что исключение из активной политической жизни и увеличение числа тех, кто намеренно дистанцируется от политики, препятствует к образованию структур гражданского общества.
...........
ГЛАВА I. АБСЕНТЕИЗМ КАК ПРОБЛЕМА ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Факторы, влияющие на электоральное поведение
Прежде, чем анализировать само понятие «электоральный абсентеизм», нужно сначала проанализировать понятие «электоральное поведение», потому что первое, как известно, является проблемой второго.
Электоральное поведение – это процессы принятия решений и социальные факторы, влияющие на модели голосования. Если разобрать это понятие, можно увидеть две главные части этого термина:
1) Процессы принятия решений;
2) Факторы, влияющие на модели голосования.
На последнем и будет основываться данная выпускная квалификационная работа.
Электоральное поведение представляет собой одни из видов политического поведения, процесс определения политических предпочтений и решения об участии в выборах и голосовании за определенных политических сил или кандидатов. Чаще всего в политической науке этот термин используется для обозначения формирования решения граждан о том, за кого голосовать. Для исследования активности избирателей на выборах используются понятия электоральное участие, электоральная активность и электоральный абсентеизм. Электоральное поведение – сложный процесс, предполагающий воздействие целой группы краткосрочных и долгосрочных факторов.
Изучение электорального поведения – относительно молодое явление. Связано оно было с выходом на политическую арену больших групп избирателей. Первыми исследователями, вплотную занявшимися исследованием этого феномена были А.Зигфрид и Г.Тингстен.
........