Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования психотерапевтических стратегий работы с кризисом бессмысленности обусловлена несколькими причинами. В первую очередь, это широкое распространение невротических симптомов, которые, по данным ряда исследователей, отражают столкновение с кризисом бессмысленности (В.Франкл, Д.А. Леонтьев и т.д.). Среди таких симптомов дезорганизация, непонимание человеком смысла его жизни, работы, отношений, ощущение, что жизнь проходит напрасно и в будущем ничего более оптимистичного не предвидится, что провоцирует утрату интереса к окружающему, нарушение отношений, снижение трудовой активности и т.д. По некоторым данным, до 20% встречающихся неврозом связаны именно с данным типом кризиса.
В такой ситуации достаточно остро встает вопрос относительно психологического изучения и разработки подходов к психотерапии кризиса бессмысленности. Сегодня наибольшее внимание данному феномену уделяется в рамках экзистенциально-гуманистического подхода. Именно представители данного подхода склонны считать, что столкновение с экзистенциальными данностями, отношение к ним, а также переживание кризиса, утраты представлений о смысле бытия являются важнейшим фундаментом, определяющим качество жизни человека. Кризис, порожденный утратой смысла существования, неспособностью находить новые смыслы, требует особой психотерапии. При этом сегодня в литературе предлагаются достаточно разнообразные стратегии работы с данным кризисом. Их анализ представляется актуальной задачей.
............
Глава 1. Проблема смысла в экзистенциально-гуманистической психологии
1.1 Категория смысла в экзистенциально-гуманистической психологии
Вопросы смысла жизни, его поиска и определения традиционно привлекают внимание. Именно в рамках решения данных вопросов может быть проанализировано возникновение различных примитивных верований, мифов, позднее - более совершенных религиозных систем. Сегодня проблематика смысла жизни является одной из базовых в целом ряде научных областей, среди которых психология. При этом изучение литературы позволяет сделать вывод, что вопросы смысла жизни, смысложизненных ориентаций представлены широким кругом подходов.
В силу того, что психологические традиции изучения смысложизненых ориентаций заложены в концепциях смысла жизни различных школ и направлений философии [10]. Философские подходы во многом составили ту основу, на котором в дальнейшем проводились собственно психологические исследования в области смысла и смысложизненных ориентаций личности. Например, Э. Фромм [46, с.18] пишет, что именно в реализации экзистенциальных потребностей в творчестве, в трудовой деятельности, в чувстве общности с другими людьми, в любви выражены главные смыслы и духовные ценности личности.
Также психологические аспекты смысла жизни были рассмотрены в работах А.Адлера [1, с.29], который один из первых указал на психологическую структуру феномена смысла жизни: «Поскольку смысл, придаваемый человеком жизни, служит на всем его пути ангелом - хранителем или демоном - преследователем, вполне очевидно высочайшая важность того, как эти значения появляются и формируются, чем одно отличается от другого и как их можно исправить, если в них содержится серьезная ошибка» [1, с.29].
............