Выдержка из работы:
Введение
Актуальность работы. Одна из главных задач государства и общества - обеспечение здоровья нации. В современном российском обществе действует немало факторов, негативно отражающихся на психике: значительное повышение темпа жизни, социальные и политические трансформации, увеличение экологических, эмоциональных и информационных нагрузок все это приводит к психологическому стрессу. Только на первый взгляд может показаться, что все эти факторы относятся исключительно к взрослым, проблемы нередко остаются, а порой, и усиливаются у молодых людей и по мере их взросления.
В последние годы значительно вырос уровень стресса среди подростков. По мере того, как на их плечи тяжелым грузом ложится ответственность за окружающий их мир, все больше и больше подростков сталкиваются с проблемой здоровья на физическом и эмоциональном уровне. Родителям трудно управлять этими условиями или зачастую им просто не известно, что их детям приходится вообще сталкиваться с таковыми. Нам легче просто воспринимать стресс и страх ребенка в качестве обычных проблем подросткового периода. Тем не менее, существуют такие ситуации, которые требуют скорейшего вмешательства.
Тема, связанная с изучением индивидуальных стратегий поведения подростков в стрессе, хорошо разработана в отечественной и зарубежной психологической науке. Ей посвящены многочисленные исследования. В работах Е.И. Личко, И.С. Кона, Р. Лазаруса, Х. Корнелиуса, Ш. Фэйра описаны и социальные факторы, и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на поведение в стрессе, в частности, подростковом возрасте.
........
Глава 1. Теоретические основы изучения копинг-стратегий подростков из полных и неполных семей
1.1. Понятие копинга в психологии
Современная социальная психология всё больше внимания уделяет стратегиям поведения в конфликтных, стрессовых, вызывающих тревогу ситуациях. В первую очередь оно обусловлено тем, что человек неразрывно связан с социальными условиями; практически все сталкиваются с кризисными ситуациями и вырабатывают определенную стратегию для ее преодоления. Интерес к таким стратегиям проявился относительно недавно. Несмотря на это, в отношении копинг-стратегий уже сформировался научный подход.
Стратегии преодоления кризисных ситуаций впервые рассмотрел А. Маслоу, он же предложил термин, определяющий такие стратегии – копинг (от англ. сope – совладать, преодолевать). Первая классификация копинг-стратегий принадлежит основоположникам их исследования Р. Лазарусу и С. Фолкману, которые считали, что копинг-стратегии – это модели преодоления трудностей социальной среды. В 1966 г. Р. Лазарус в своей книге “Psychologycal stress and coping process” («Психологический стресс и процесс совладания с ним») описал осознанные стратегии преодоления стресса и других кризисных ситуаций. Р. Лазарус и С. Фолкман так определили копинг-поведение: «Непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» (Лазарус, 1970, с. 32). Ученые подчеркивают, что копинг-процесс постоянно изменяется, поскольку взаимосвязь и взаимное влияние личности и среды носит динамический характер. Индивид оценивает ситуацию и сопоставляет с ней субъективную оценку своих ресурсов. Такой подход подразумевает распределение ресурсов; это объясняется тем, что в различных ситуациях людям удается сохранить психологическое равновесие и здоровье.
.........