Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование этических чувств у ребенка является важным элементом дошкольного воспитания. Сформированность личных чувств и установок определяет дальнейшую судьбу ребенка и успешность его социализации.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС), социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда.
Российское общество переживает в настоящее время непростой исторический период. При этом наибольшее беспокойство вызывает не кризис экономики и смена политической системы, а духов но-нравственный кризис общества, проявляющийся в потере духовных и нравственных идеалов, раз- рушении личности, института семьи, смене ценностных ориентаций, когда материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому сегодня искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, великодушии, патриотизме, что проявляется, прежде всего, в росте агрессивности в обществе. Эти процессы не в последнюю очередь связаны с наблюдающимся в предшествующие десяти- летия сведением к минимуму воспитательных функций системы образования. В связи со сказанным, задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня имеет чрезвычайную актуальность и является одной из приоритетных. От этого зависит не только дальнейшее развитие общества, но прежде всего его сохранение.
...........
1. ПРИНЦИПЫ И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Общетеоретические подходы к определению эмоций, чувств, ценностей
Рассмотрим понятия эмоций и чувств. Живя в мире, общаясь с ним и его обитателями, человек не может не выражать своего отношения к тому, что происходит вокруг. В этом и заключается основа взаимодействия индивидуума с окружающим его миром - явлениями, предметами, людьми - в умении чувствовать и раскрывать свои чувства, основанные на эмоциях.
Когда человек очень бурно, ярко, громко выражает свое отношение к чему-то, мнение о ком-то, мы говорим, что он эмоционален. Действительно, разбираться в вопросе чувств нельзя, не поговорив об их основе - эмоциях. Чем лучше они развиты в человеке, тем глубже будут его отношения с другими людьми, тем ярче станет мир его внутренних переживаний. Их можно и развить и даже натренировать, потому что эмоция - это состояние (психофизиологическое), которое является индикатором, оценкой, ответом на действия извне. То есть это своего рода рефлекс. [17, C. 18]
Существуют несколько уровней эмоциональных переживаний (явлений) человека:
Эмоциональный тон. Это очень нечеткие ощущения, на уровне животных инстинктов, реакция на физическое воздействие (температура, боль, вкус, запах). Они не имеют конкретики, просто окрашивают наше восприятие предметного мира.
............