Выдержка из работы:
Введение
Актуальность темы. Брак занимает центральное место в институте семьи практически во всех странах мира, поскольку имеет основополагающее значение для возникновения не только отношений супружества, но и иных отношений, складывающихся между членами семьи. Брак – это важнейшее основание образования семьи. Легального определения брака на сегодняшний день не существует как в российском, так и многих зарубежных правопорядках. Это объясняется тем, что брак - сложное комплексное социальное явление, находящееся под воздействием не только правовых, но и этических норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций.
Брак как способ создания семьи универсален и постоянно эволюционирует с прогрессивной направленностью, несмотря на множественные высказывания о кризисе семьи и брака. Безусловно, брак - это не просто биологический и социальный союз мужчины и женщины, выполняющий репродуктивные функции в обществе, но куда более сложный организм, находящийся под «опекой» государства и права. Именно право своим воздействием превращает связь мужчины и женщины как общественное отношение в правоотношение, наделяя их при этом специальным статусом с закреплением особых прав и обязанностей. Брак - это особая организация жизнедеятельности людей. Основа брака - личная привязанность мужчины и женщины друг к другу. Для брака обязательны, абсолютно необходимы взаимные любовь и уважение супругов. Однако любовь и уважение - категории внеправовые, более того, для действительности брака, установленного правом, юридически безразличны...........
Глава 1. Понятие и сущность брака в романо-германской правовой семье
§ 1. Понятие, сущность и условия вступления в брак
В последние годы традиционная позиция доктрины о невозможности сформулировать (и соответственно, законодательно закрепить) определения брака, а также семьи в значительной мере поколеблена. Причин тому несколько.
Первая относится к универсальным и заключается в том, что современное федеральное и региональное законодательство, как правило, в своих общих положениях содержит характеристику используемых понятий, в том числе дефиниции. В этом смысле Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ) с технологической точки зрения «выпадает» из данного пространства. Возможно, потому, что, когда он разрабатывался и принимался, указанные традиции законодательной техники с необходимой долей очевидности не сложились.
Вторая причина сводится (и принимается за данность некоторыми цивилистами по сей день) к систематическому опровержению гипотезы о невозможности предложить формально-юридическую дефиницию брака (и семьи) в принципе – из-за комплексного характера предмета, наличия у него существенных признаков за пределами права.
Впрочем, данная гипотеза всегда была не вполне устойчива с точки зрения аргументации. Во-первых, содержание понятийного ряда юриспруденции, как правило, и не совпадает с социологическим и иными контекстами. Требование такого совпадения, по известному тезису, свело бы все науки к науке филологии. При этом, как показывает правотворческая практика, это требование и не соблюдается. «Рай понятий» не достижим как в смысле количественного охвата дефинициями явлений общественной жизни, так и в смысле идеального содержания этих определений. Однако стремиться к нему весьма полезно и с теоретической, и с прикладной точек зрения, особенно в плане формирования профессионального и обыденного правосознания, адекватной правореализации нормативных установок.
...........