Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день мировая культура находится в состоянии заметных модификаций, которые обусловлены процессами глобализации, усиливающимися под воздействием информатизации и технизации жизни и деятельности социума. Эти процессы в совокупности привели к созданию глобальной информационной среды, в контексте которой конструируются международные и межгосударственные отношения: глобализация реализует себя в культурной, социальной, политической, экономической областях. Область развития мировой культуры в ситуации глобальных трансформаций чаще анализируется в сопоставлении с политикой, поскольку эта сфера деятельности государств сегодня находится во взаимосвязи с этническим, религиозным и культурным аспектами. Поэтому культура в информационной среде берет на себя функцию и транслятора политических интересов, и источника межцивилизационного соперничества, нередко принимающего насильственные формы.
Культурный аспект глобализации и информатизации актуализирует ключевое в данной работе понятие культурной диффузии. Оно, будучи ярким феноменом современного мира, отражает практически всю специфику глобализационных актов, вопросов культурных ценностей и традиций, самобытности и массовости в культуре. Заметим, что культурное проникновение как процесс поддерживается в положительном его варианте такой влиятельной организацией, как ЮНЕСКО, и приобретает неоднозначную окраску под воздействием такого явления, как мягкая сила. Информационная среда, с одной стороны, обостряет глобализационные процессы в культуре, повышая степень диффузионарности и приближая тем самым культуру к унифицированному состоянию, а с другой – позволяет отдельным странам и народам получить необходимый доступ к знаниям и нужной информации с целью развития. ...............
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРНОЙ ДИФФУЗИИ
1.1. Специфика культурной диффузии как научной дефиниции и явления современного мира
Культурная диффузия – это пространственное распространение культурных достижений одних обществ на другие, т.е. взаимоассимиляция на основе конкретных отличительных черт социумов или групп (сообществ) разных стран и наций. Культурная диффузия есть особый процесс, отличный как от передвижения обществ, так и перемещения отдельных людей либо их групп внутри обществ или из одного социума в другой. Передача культурных свойств может осуществляться вне миграционных процессов, хотя, несомненно, миграции усиливают степень диффузии данного рода. Исследователи культурной диффузии полагали, что конкретное явление культуры совершенно не обязательно должно было возникнуть в обществе в результате эволюции – оно вполне могло быть заимствовано, воспринято им извне. Абсолютизация этого, по сути, верного положения легла в основу особого направления в этнологической науке, которое получило название диффузионизма. Если эволюционисты основное внимание обращали на развитие, не придавая особого значения диффузии, хотя и не отрицая ее, то в центре внимания диффузионистов оказалась именно культурная диффузия. При этом эволюция трактовалась ими как нечто второстепенное, особенно в сравнении с явлением диффузии в сфере культуры и развития наций. Методологической основойдиффузионизма считаются идеи антропогеографической школы, отразившиеся практически полностью в трудах Ф. Ратцеля. Однако следует добавить, что диффузионизм, возникший в Германии, был представлен школой «культурной морфологии»Л. Фробениуса, концепцией «культурных кругов» Ф. Гребнера и «культурно-исторической» школой В. Шмидта. ...........