Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. При осуществлении контроля и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия в стадии возбуждения уголовного дела особое внимание контролирующего или надзирающего органа должно быть уделено законности решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Это объясняется многими факторами. Во-первых, незаконный отказ в возбуждении уголовного дела лишает органы уголовного преследования возможности осуществлять любую деятельность по дальнейшему всестороннему исследованию обстоятельств совершенного преступления. Во-вторых, такое решение не только препятствует доступу пострадавших от преступления граждан к правосудию, возможности взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда, но и делает невозможным защиту общественных и государственных интересов. В-третьих, незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, пусть даже впоследствии отмененное, приводит из-за упущенного времени к утрате следов преступления, затруднению или невозможности формирования тех или иных доказательств.
Говоря о постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела, следует отметить, что они, как и все другие решения по материалам и уголовным делам, должны быть не только законными, но и обоснованными и мотивированными. Обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела означает, что они должны выноситься на основе всесторонне, полно и объективно исследованных материалах; мотивированность указанных решений выражается в том, что они должны базироваться исключительно на имеющихся фактических данных. ...........
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
1.1. Понятие и общая характеристика оснований для отказа в возбуждении уголовного дела
Деятельность, в результате которой принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела, является процессуальной и может быть охарактеризована как система процессуальных действий по принятию сообщения, уяснения его сущности, проверке соответствующей процессуальной форме, принятию решения, формулированию его в процессуальном документе, обеспечению права заинтересованных лиц на обжалование этого решения и проверке его законности и обоснованности.
По своей правовой природе процессуальное решение может быть охарактеризовано как «управленческое решение». Так же, как и в любом управленческом процессе, в данном случае решение представляет собой главное, определяющее звено правоприменительной деятельности. В уголовно-процессуальном законодательстве (п. 33 ст. 5 УПК РФ ) процессуальное решение определяется как решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, установленном УПК РФ.
Выработка решений представляет собой комплекс действий, включающий применение научных методов анализа ситуаций, проблем и способов их разрешения с учетом имеющихся сил и средств, оценку альтернативных вариантов и выбор оптимального решения.
Рассмотрим характеристику отдельных решений стадии возбуждения уголовного дела, относящихся к числу уголовно-процессуальных. В соответствии с ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам проверки сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимают одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ); 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
.......