Выдержка из работы:
Введение
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. По мнению А.М. Голуб (2009), это вызвано, прежде всего, тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом [7, с. 54]. Проблема формирования ценностных ориентации подростков всегда была актуальной в исследованиях философов и педагогов. Этой проблеме посвящены труды Л.П. Буевой, И.С. Кона, Н.Д. Никандрова, А.С. Шарова, которые раскрыли сущность ценностных ориентации. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют философские, психологические и педагогические теории деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Э.Г. Юдина; теория социализации личности в контексте образования, воспитания и развития И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.Г. Бочаровой и др.
.........
Раздел 1. Понятие референтности
Являясь одним из вариантов значимости для индивида другой личности или группы («значимых других», по выражению Г. Салливана, референтность отражает одну из важнейших сторон отношений людей друг к другу. Начиная с разработки теории референтной группы в 40е гг. ХХ столетия, американские исследователи сделали в этой области ряд важных наблюдений [1, с. 121]. В частности, было отмечено, что мнения людей о себе зависят от то го, с какой группой они себя соотносят (Г. Хаймен, Р. Мертон), что референтная группа является отправной точкой для формирова ния установок и поведения личности, для оценки явлений социальной жизни (М. Шериф (и др.).
На основании эмпирического исследования Т. Ньком сделал вывод, что людям свойствен но психологически причислять себя к референтной группе, в результате чего они начинают разделять ее ценности, ориентироваться на них в своем поведении. Ньюком отметил, что влияние референтных групп может быть не только позитивными, но и негативными. Членом «негативной», с точки зрения автора, референтной группы индивид не может себя считать, так как категорически не согласен с ее ценностными ориентациями [12, с. 33].
............