Содержание:
Содержание
Введение 6
Глава 1. Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности
8
1.1. Понятие и признаки товарного знака как объекта гражданских прав предпринимателей
8
1.2. Функции, выполняемые товарными знаками, и их виды 17
1.3. Обозначения, не допускаемые к регистрации в качестве товарных знаков (общие основания для отказа в регистрации товарных знаков)
23
1.4. Субъекты прав на товарные знаки и знаки обслуживания 30
Глава 2. Предоставление правовой охраны товарным знакам 35
2.1. Общий порядок регистрации товарного знака. Выдача свидетельства
о регистрации товарного знака
35
2.2. Особенности предоставления правовой охраны общеизвестным товарным знакам
49
2.3. Продление срока действия регистрации товарного знака, внесение в нее изменений и выделение отдельной регистрации товарного знака
53
2.4. Основания прекращение правовой охраны товарного знака 58
Глава 3. Защита прав на товарный знак в предпринимательской деятельности. Обзор судебной практики
66
3.1. Понятие нарушения права на товарный знак. Контрафактные товары 66
3.2. Меры ответственности, которые могут быть применены в случае нарушения исключительного права на товарный знак
72
Заключение 79
Список используемой литературы 83
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883г., в ред. от 2 октября 1979) // Закон. 1999. № 7
2. Соглашение о международной регистрации знаков (заключено в Мадриде 14 апреля 1891 г., в ред. от 2 октября 1979 г.) // Публикация ВОИС. 1992. № 260(R)
3. Соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (заключено в Ницце 15 июня 1957 г., в ред. от 28 сентября 1979 г.) // Публикация ВОИС. 1992. № 292(R)
4. Договор о законах по товарным знакам (подписан в Женеве 27 октября 1994 г.) // Публикация ВОИС. 1994. № 225(R)
5. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (заключено в Марракеше 15 апреля 1994 г.) // СПС Гарант.
6. Договор о законах по товарным знакам (подписан в Сингапуре 28 марта 2006 г.) // СПС Гарант.
7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета. 25.12.1993.
8. Гражданский кодекс РФ. Часть I от 30.11.1994 года № 51-ФЗ, часть II от 26.01.1996 года № 14-ФЗ, часть III от 26.11.2001 года № 146-ФЗ, часть IV от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410; 2001. № 49. Ст. 4552; 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 16.05.2008 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
10. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.05.2008, с изм. от 27.05.2008) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
11. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
12. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.
13. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12.02.1993 № 122 "Об утверждении Положения о патентных поверенных" // СПС Гарант.
14. Приказ Роспатента от 22 августа 2003 г. № 109 "Об изменении форм свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), свидетельства на коллективный знак, свидетельства на общеизвестный товарный знак, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и форм "приложение" к свидетельствам на товарный знак (знак обслуживания), на коллективный знак, на общеизвестный товарный знак, на право пользования наименованием места происхождения товара" // СПС Гарант.
15. Приказ Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56 "О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам" (с изменениями от 11 декабря 2003 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 31.
16. Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 июня 2003 г. № 23.
17. Приказ Роспатента от 3 марта 2003 года № 28 "О правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица - обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица - обладателя исключительного права на товарный знак" (Приложение № 64) // СПС Гарант.
18. Приказ Роспатента от 02.03.1998 № 41 "О Методических рекомендациях по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака и знака обслуживания" // СПС Гарант.
19. Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утв. приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. № 38 (с изменениями от 5 марта 2004 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 23.
20. Письмо Минфина России от 18.01.06 г. № 03-04-08/12 «О налогообложении услуг по передаче иностранным лицом, не зарегистрированным на территории РФ, права на использование товарного знака российской организации на основании сублицензионного договора» // СПС Гарант.
21. Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // СЗ РФ. 2002. № 50. Ст. 4927. Утратил силу.
22. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2322. Утратил силу.
23. Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. Роспатентом 29 декабря 1992 г.) // Интеллектуальная собственность. 1993. № 1-2. С. 40-45. Утратили силу.
24. Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в Российской Федерации, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания (утв. приказом Роспатента от 16 сентября 1993 г. № 63) (с изменениями и дополнениями) // Интеллектуальная собственность. 1993. № 9-10. С. 37-40. Утратили силу.
25. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. Роспатентом 29 ноября 1995 г.) (с изменениями и дополнениями) // Российские вести. 1996. 22, 29 февр. Утратили силу.
Научная, специальная и учебная литература
26. Байкова Е. Правовая охрана товарных знаков // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. № 36.
27. Баландин П. Пираты XXI века // эж-ЮРИСТ. 2008. № 1.
28. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность: Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М., 1997.
29. Близнец И., Леонтьев А. Интеллектуальная собственность и вещная собственность: соотношение правовых категорий // ИС. Авторское право и смежные права. 2002. № 8.
30. Веркман Каспер Дж. Товарный знак: Создание, психология, восприятие. М., 1986.
31. Гаврилов Э.П. Второй проект четвертой части ГК: первое впечатление // Патенты и лицензии. 2006. № 4.
32. Гаврилов Э.П. Комментарий к главам 69, 70, 71, 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ. М.: "Экзамен", 2008.
33. Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. (и др.). Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М.: Проспект, 2007.
34. Горленко С.А., Еременко В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности / Сб. под общ. ред. В.И. Еременко. М., 1997.
35. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М. Волтерс Клувер, 2006.
36. Гражданское право: Учебник. Том II / Под ред. О.Н. Садикова. М.: "Контакт", "ИНФРА-М", 2007.
37. Зуйкова Л.П. Товарный знак и знак обслуживания // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.
38. Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование. Практика. Документы / Под ред. В.В. Семенихина. Система ГАРАНТ, 2006.
39. Интеллектуальная собственность: Основные материалы: В 2 ч. / Пер. с англ. Новосибирск, 1993. Ч. 1.
40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1995.
41. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). Научно-практический / Под редакцией Ю.А. Дмитриева, д.ю.н., проф., чл.-корр. РАО, А.А. Молчанова, д.ю.н., проф. М.: "Деловой двор", 2008.
42. Малиновский А.А. Злоупотребление правом: теоретические аспекты // Журнал российского права. 1998. № 7.
43. Мамиофа И.Э. Понятие и определение товарного знака // Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы. Л., 1981.
44. Мамулян А.С. Англо-русский полный юридический словарь. Pocket edition. М.: ЭКСМО, 2006.
45. Масленков И. Имеет ли товарный знак автора и первоначальную стоимость? // ИС. Авторское право и смежные права. 2007. № 6.
46. Мельников В.М. Товарные знаки за рубежом в канун XXI века. М., 2002.
47. Петрова T.B. Изменения в практике защиты товарных знаков, лицензирования и передачи прав в связи с вступлением в силу IV части Гражданского кодекса РФ // Закон. 2007. № 10.
48. Петрова Т.Д. Признание товарных знаков общеизвестными // Патенты и лицензии. 2001. № 11.
49. Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: Современное состояние и перспективы. СПб., 2003.
50. Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, авторское право. Л., 1926.
51. Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Экзамен, 2007.
52. Рыбина О.В. Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ: злоупотребление сторонами правом в спорах, связанных с договорами международной купли-продажи товаров // Внешнеторговое право. 2005. № 1.
53. Саленко Л.П. Значение и особенности правового положения общеизвестных товарных знаков // Вопросы изобретательства. 1988. № 12.
54. Сафонов И.В. Товарный знак // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 1.
55. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.
56. Сергеев В.М. Экспертиза товарных знаков. Л., 1984.
57. Серов С.И., Марич В.В. Виды и формы товарных знаков // Вопросы изобретательства. 1976. № 8.
58. Степанова О. Проблемы обращения взыскания на интеллектуальную собственность // ИС. Авторское право и смежные права. 2001. № 10.
59. Тульникова Л.В. О некоторых особенностях различительной способности товарных знаков // Право и экономика. 2002. № 11.
60. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.
61. Шестимиров А.А., Фролова Л.Ф. Экспертиза товарных знаков и промышленных образцов. М., 1989.
Материалы судебной практики
62. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 1996. № 152. 13 августа.
63. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" // СПС Гарант.
64. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июля 1997 г. № 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак" // Вестник ВАС РФ. 1997. №10.
65. Постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2004 г. по делу № КГ-А40/1026-04 // СПС Гарант.
66. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.07 г. № А56-19610/2006 (извлечение) // СПС Гарант.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Правовой режим товарных знаков в предпринимательской деятельности
Введение
Актуальность темы исследования. Специализированное производство и использование особого рода информации о круге реализуемых товаров, работ, услуг и их производителях, предназначенной для потребительского сообщества, является одним из важнейших направлений в деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в условиях рыночной экономики. Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способных обеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции.
Роль таких средств выполняет исторически сложившаяся группа объектов промышленной собственности, получившая название средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Эта группа состоит из двух родственных по выполняемым функциям подгрупп - подгруппы средств индивидуализации продукции и подгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота.
Подгруппа средств индивидуализации продукции включает в себя товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения товаров.
Товарный знак представляет собой наиболее широко распространенное и самое важное средство индивидуализации товаров, работ и услуг. Он является в то же время средством индивидуализации участников гражданского оборота, в основном, - коммерческого.
Товарный знак - действенное оружие в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров. Являясь своеобразной визитной карточкой товаров, работ и услуг, товарные знаки и знаки обслуживания помогают потребителю выбрать из всей массы реализуемых благ то, которое подходит именно ему, благодаря наличию представлений об определенных свойствах объекта, носящего