Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД И МЕТОДИКА 4
1.1 МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ПОСТУЛАТ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ 4
1.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА И МЕТОДИК НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 8
1.3 ОПОСРЕДОВАННОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ЦЕЛЯМИ 9
1.4 АКТИВНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ И ПОНИМАНИЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ 10
ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОСТИ ДАННЫХ НАБЛЮДЕНИЯ 14
2.1 ОБЪЕКТИВНОСТЬ ДАННЫХ НАБЛЮДЕНИЯ 14
2.2 СУБЪЕКТИВНОСТЬ ДАННЫХ НАБЛЮДЕНИЯ 16
ГЛАВА 3. ОПОСРЕДСТВОВАННОСТЬ И ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ 21
3.1 ОПОСРЕДСТВОВАННОСТЬ ТЕОРИЕЙ 21
3.2 КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 30
Литература
1. Бозалева А. А. Сталина В. В Общая психодиагностика. М.: Наука, 2000
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2003
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». - М.: Просвещение, 1999.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента.- М.; МГУ, 1982.
5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2001г.
6. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования.- М.: ИП РАН, 1994.
7. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития.// История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 2000г.
8. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. Учебник. – М.; МГУ, 2001.
9. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986
10. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология, М., Сп.Б, 1912г. Переизд. М. 2002г.
11. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. - кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно - психологическое исследование с элементами математической статистики - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
12. Немов Р.С. Практическая психология. М.: Наука,2000
13. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003.
14. Платонов К. К О системе психологии. М.: Знание,1999
15. Психологические исследования. -Москва-Воронеж, 1996.- С. 76-80.
16. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В2 кн. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2:
17. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М.: Аспект-Пресс,2002
19. Фресс Ф, Пиаже Ж. Экспериментальная психология, М.: Просвещение,1966.
20. Экспериментальная психология: учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПБ.: Питер, 2003.
21. Экспериментальная психология. Вып. 3-4/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1996г.
22. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии, М.: Просвещение, 2000
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Наблюдение в психологии
Введение
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.