Содержание:
Содержание
Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста 5
1.1. Роль речи в развитии ребенка 5
1.2. Различные взгляды на природу речевой способности ребенка 6
1.3. Условия возникновения речи 10
Выводы 11
Глава 2. Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста 13
2.1. Феномен автономной детской речи 13
2.2. Возникновение первых активных слов ребенка. 15
2.3. Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни 18
Выводы 22
Глава 3. Речь и поведение ребенка 23
3.1. Влияние речи на психическое развитие ребенка 23
3.2. Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка 25
3.3. Проблемы и преграды в освоении речи у детей раннего возраста 26
Выводы 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Список использованной литературы
3. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО»МОДЭК», 2001. – 384 с.
6. Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша / Под ред. А.С. Батуева. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
7. Новоторцева Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.
8. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
9. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М.: Пресс, 1997. – 384 с.
10. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Из-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
11. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ.высш., учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
13. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теревинф, 2007. – 232 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности развития речи у современных детей раннего возраста
Введение
Основная специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии. Детство – период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, в общении с ним.
Проблеме развития речи уделяли внимание такие отечественные ученые как М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Е.Д. Дмитриева, Е.А. Миронова, А.М. Бородич А.М. Прихожан и другие. Среди зарубежных авторов, занимающихся данной проблемой хотелось отметить Ш. Бюлара, Г. Гетцера, Д. Хебба.
Выделяют несколько теорий развития речи. Сторонники теории поведения считают, что необходимым условием для овладения языком являются подражание и поощрение. То есть ребенок, подражая речи взрослого, произносит слова, и, если при этом он не допускает ошибок в правильности произнесения слова или построении речевой конструкции, его речевая деятельность поощряется взрослым.
Сторонники теории обучения полагают, что эти два фактора необходимы, но не достаточны для освоения речи. Они считают, что дети непроизвольно извлекают общие правила из речи, которую они все время слышат. Именно на основе правил, извлеченных из речи взрослого, они строят свои словосочетания и предложения. При этом, конечно же, они допускают ошибки. Путем проб и ошибок дети обогащают свой словарный запас и учатся строить различные предложения, связывая слова, заменяя их одно на другое, добавляя фразы. Таким образом, через усвоение правил, неточное их употребление и последующее исправление дети создают собственную манеру речи. Постепенно речь детей становится более сложной и правильной.
Но наибольшее признание получила биологическая теория, согласно которой детская речь не является результатом только непосредственного влияния окружающих. Человеческая речь настолько сложна и уникальна, что освоить ее только на основе подражания, подкрепления и непроизвольного извлечения правил из речи взрослого невозможно.
На Западе до настоящего времени широко распространена теория врожденных языковых структур, которая помогает объяснить универсальную для всех народов способность к созданию языка и передачу его следующим поколениям, а также природную предрасположенность младенца к усвоению языка. Наом Хомский предположил, что с рождения человек обладает ментальной структурой, предназначенной для овладения языком. Он назвал ее – механизм овладения языком. Дети, слыша речь других людей бессознательно, на основе услышанного выводят грамматические правила и в соответствии с ними строят собственные высказывания. Процесс проходит ряд стадий постепенного освоения разных форм языка, но базовыми элементами языка человек обладает изначально. В основе всех языков, согласно этой теории, лежит универсальная грамматика. Эта теория положила начало целому ряду исследований, проводимых в разных странах по изучению речи.
Интерес к данной проблеме также вызван тем, что несомненно все дети проходят в своем развитии определенные этапы, или стадии, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Являются ли эти этапы одинаковыми у современных детей и у детей двадцатого века? Влияет ли всемирная и всеобъемлющая информатизация, изменение политических и социальных устоев общества на развитие речи у детей?