Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по КСЕ
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры. 2
2. Структура вещества и химические системы. 3
3. «Здравый смысл» и научный метод. 4
4. Физические основы периодической системы химических элементов. 6
5. Сходство и различие методов объяснения и понимания в естествознании и гуманитарных науках. 7
6. Эволюция понятия химического элемента. 8
7. Естественнонаучные картины мира. 9
8. Особенности биологического уровня организации материи. 10
9. Особенности современной естественнонаучной картины мира. 12
10. Структурные уровни в организации живого вещества. 13
11. Классический (лапласовский) детерминизм. 14
12. Факторы и движущие силы эволюции живых организмов. 15
13. Пространство и время в классической механике. 16
14. Развитие представлений о биосфере. 17
15. Пространство и время в общей теории относительности. 18
16. Концепция В.И.Вернадского о живом веществе. 19
17. Представления о свойствах пространства и времени в специальной теории относительности. 20
18. Переход от биосферы к ноосфере. 21
19. Развитие представлений о строении атома. 22
20. Вещество, физическое поле и вакуум. 23
21. Биологическое и социальное в развитии человечества. 24
22. Кванты и элементарные частицы. 25
23. Дарвиновская теория эволюции. 27
24. Закон возрастания энтропии в закрытых системах. 28
25. Биоценозы и биогеоценозы. 29
26. Концепция неопределенности в квантовой механике (соотношение неточностей Гейзенберга). 30
27. Отличие синтетической теории эволюции от дарвиновской. 31
28. Концепция дополнительности Бора 32
29. Самоорганизация в неживой природе. 33
30. Вероятностно-статистической характер законов квантовой механики. 34
31. Основные элементы биосферы. 35
32. Понятие поля в электромагнитной картине мира. 36
33. Молекулярная биология, ее роль в современной науке. 37
34. Универсальные и статистические законы естествознания. 38
35. Синергетика как концепция самоорганизации сложных систем. 40
36. «Большой взрыв» и этапы эволюции Вселенной. 41
37. Концепция системного метода. 42
38. Стандартная модель эволюции Вселенной. 43
39. Принцип всеобщего эволюционизма. 45
40. Принцип дуализма микрочастиц материи 46
41. Современная концепция экологии. 47
42. Роль катализа в эволюции химических систем. 48
43. Биологические предпосылки возникновения человечества. 49
44. Связь между электричеством и магнетизмом. 50
45. Концепция В.И.Вернадского о ноосфере. 51
46. Геологические процессы и строение Земли. 52
47. Специфика системного метода исследования. 53
48. Гелеология и ее основные проблемы 55
1. Предмет и метод социальной статистики. Система статистических показателей. 3
2. Методы группировки, их виды. 4
3. Задачи и виды группировок, типологическая группировка. 5
4. Метод аналитической группировки. Эмпирическое корреляционное отношение. 6
5. Статистические правила составления таблиц, виды. 7
6. Относительные величины, их виды, сущность, условия применения. 8
7. Средние величины, их виды, методика расчета. 9
8. Показатели вариации: абсолютные и относительные. 11
9. Дисперсия альтернативного признака. 13
10. Выборочное наблюдение, его виды. 14
11. Ошибки выборочного наблюдения при различных способах отбора единиц выборочной совокупности. 16
12. Внутригодовые колебания и методы их анализа. 18
13. Индексы, их виды и методика расчета. 19
14. Индексный метод измерения факторов, влияющих на изменение среднего уровня. 21
15. Индекс обобщающих показателей и факторы, влияющие на их изменение. 22
16. Ряды индексов с постоянными и переменными весами, с постоянной и переменной базой сравнения. 23
17. Изучение динамики изменения социально-экономических явлений и процессов. 24
18. Показатели движения населения. 27
19. Категории постоянного и наличного населения. 29
20. Понятие миграции населения. Виды миграции. Методика расчета механического прироста населения. 30
21. Система статистических показателей, характеризующих трудовые ресурсы. Занятость. Безработные. 31
22. Виды статистического наблюдения. Програмно-методические материалы проведения наблюдения. 33
23. Показатели основных фондов и статистические методы их анализа. 35
24. Показатели статистики национального богатства и статистические методы его анализа. 37
25. Показатели рабочего времени, статистический анализ использования рабочего времени. 38
26. Стоимостные показатели продукции, ВВП. Методы расчета и анализа. 40
27. Фонд потребления и фонд накопления, их состав и показатели использования. 41
28. Статистика охраны окружающей среды. 42
29. Методы расчета среднедушевого потребления. 43
30. Анализ факторов, определяющих изменение средней заработной платы. 44
31. Показатели объема и структуры потребления. 46
32. Затраты на рубль товарной продукции, прибыль и методы статистического анализа их изменения. 46
33. Показатель номинального и реального дохода. Инфляция и покупательная способность рубля. 46
34. Статистические методы анализа показателей потребления материальных благ и услуг. 46
35. Показатели статистики социального обеспечения. 46
36. Показатели статистики доходов и расходов населения. 46
37. Показатели дифференциации и концентрации доходов. Коэффициент Джини. 47
38. Статистические методы изучения здоровья населения, услуг здравоохранения. 48
39. Статистические показатели социальной работы и методы их анализа. 48
40. Система показателей уровня жизни населения. 49
41. Прибыль, факторы определяющие ее изменение. 51
42. Изучение взаимосвязи, виды, методы. 52
43. Метод регрессионного анализа, параметры уравнений связей. 54
44. Линейный коэффициент корреляции. 56
45. Коэффициент ранговой корреляции (Спирмена). 57
46. Показатели производительности труда, методы анализа. 58
47. Показателей жилищных условий и бытового обслуживания населения. 60
48. Показатели здоровья населения и медицинских услуг. 60
49. Статистические показатели образования, культуры. 60
50. Задачи и система показателей «морального» состояния общества, правонарушений. 60
51. Пенсионное обеспечение, показатели, динамика изменений. 60
52. Система показателей социальной защиты населения. 60
53. Показатели взаимосвязи качественных признаков. 60
54. Аналитическое выравнивание рядов динамики 61
55. Сезонные колебания уровней динамики. Индексы сезонности. 62
56. Статистика свободного времени населения. 63
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры.
В 1960-1970-е гг. английский историк и писатель Ч. Сноу сформулировал идею альтернативы двух культур: естественно-научной и гуманитарной. Ч. Сноу заявил, что в современной постиндустриальной цивилизации существуют две культуры, которые находятся в постоянном конфликте друг с другом, а взаимопонимание между представителями этих культур невозможно. Пропасть между «физиками» и «лириками», по его мнению, все время увеличивается.
Впервые идея различия наук о природе – естествознания и наук о духе – гуманитарного и социального знания была выдвинута в конце XIX в. В. Дильтеем и философами Баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Достаточно быстро термины «науки о природе» и «науки о духе» стали общепринятыми, а сама идея прочно утвердилась в философии. В XX в. сложились три основные позиции по вопросу соотношения гуманитарного и социального познания, с одной стороны, и естествознания – с другой.
Первая. Науки о природе и науки о духе различаются по предмету и методу, при этом признается научный характер обеих сфер исследования. Подобный подход принят в философии жизни, экзистенциализме, герменевтике.
Вторая. Гуманитарное и социальное знание – неразвитая наука, имеющая собственный предмет, однако использующая привычный научный метод, т. е. метод естествознания. Науки о духе, таким образом, должны подгоняться под образец наук о природе. Этот подход характерен для позитивизма.
Третья. Гуманитарному и социальному знанию отказывается в научном статусе на том основании, что в науках о духе содержатся высказывания, которые не могут быть проверены опытом, т. е. подвергнуты процедуре верификации. Науки о духе находятся за пределами научности, попадая в одну категорию с религией, мифологией и непозитивной философией. Такой точки зрения придерживается неопозитивизм.
Предмет естествознания, с одной стороны, и предмет гуманитарного и социального познания – с другой, – различны. Предметом естествознания выступают природа, отдельные этапы ее развития и структурные уровни. Предметом гуманитарного и социального познания – вся человеческая и культурная реальность в полном объеме.
Методы наук о природе и наук о духе также различны. В естествознании преобладает объяснение, а в гуманитарных и социальных науках – понимание. Понимание – универсальная гносеологическая процедура постижения смысла явления или события, в которой объединены как рациональные, так и нерациональные моменты.
Объяснение – это универсальная гносеологическая процедура выявления сущности изучаемого объекта или явления, подведение его как частный случай под общий закон.
Под терминами “естественнонаучная культура” и “гуманитарная культура” понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной стороны, и в исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. гуманитарных науках, с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.
В то время как в природе действуют слепые, стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественнонаучную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Однако мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, педагоги и другие специалисты - гуманитарии применяют идеи, методы кибернетики, теории информации в своих исследованиях. Поэтому представляется весьма важным познакомиться с основными концепциями современного естествознания, во-первых, чтобы сознательно применять их в своей деятельности, во-вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной картине мира, которую дает сегодняшнее естествознание.