Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общие положения малого предпринимательства 5
1.1 История и сущность предпринимательства 5
1.2. Понятие субъектов малого предпринимательства 14
1.3. Отличия субъектов малого бизнеса от других субъектов рынка 17
1.4. Организационно-правовые формы предпринимательства 18
1.5. Малый бизнес – основа экономики муниципалитетов. 21
Глава 2. Анализ ситуации малого бизнеса в период кризиса 27
2.1. Малый бизнес в период кризиса в РФ 27
2.1.1. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес 34
2.1.2. Малый бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях 40
2.1.3. Доступность финансовых ресурсов для малого бизнеса в условиях экономического кризиса 43
2.1.4. Государственная поддержка малого предпринимательства в 2009 году 46
2.2. Малый бизнес в период кризиса в Европе 53
2.3. Малый бизнес в период кризиса в США 55
2.4. Выводы по аналитической части 59
3 Глава. Рекомендации по выживанию малого бизнеса в Кризисе. 64
3.1. Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство 74
3.2. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях "кризиса" 77
3.3. Бизнес в условиях неопределенности. Опыт китайских предпринимателей 79
Заключение 83
Список литературы 88
Приложение 91
Список литературы
1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов// Российский экономический журнал, 2008, №7.
2. Андреев В.К. Конституционные основы малого предпринимательства М., 2007.
3. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение// Вопросы экономики, 2008, - №4.
4. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение// Вопросы экономики, 2008, - №4.
5. Асаул А. Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика, экономика, социология, 2009, № 1.
6. Баликинская В.Д. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие. 2-е издание. М.: Инфра-М, 2002. 312 с.
7. Бизнес выработал собственный пакет антикризисных мер.- Москва, ИА «Альянс-Медиа», 26 февраля 2009 г.
8. Богачева, Е. Россия остывает [Текст] / Е. Богачева // Финанс. – 2008. - № 40 (275). – С.20-21.
9. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. М.: БЕК, 2001. 316 с.
10. ВЦИОМ «Экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/10861/html
11. Газета «Коммерсантъ» № 205(4022) от 12.11.2008
12. Гербер М.Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2005. – 240 с.
13. Гордеев А. Малый бизнес против большого кризиса // Малое предприятие №11, 2008. – С.36-46
14. Егишянц, С. Россия не готова к кризису [Текст] / С. Егишянц // Финанс. – 2008. - № 34 (269). – С.18-24.
15. Егорова Н. С., Майн. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование.- М.: Москва,1997.144 с.
16. Ершова И.В. Предпринимательское право. М.: Юриспруденция, 2003. 544 с.
17. Законопроект № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон о саморегулируемых организациях», внесенный 09.02.09 г. депутатом ГД РФ В.С. Плескачевским
18. Индивидуальный предприниматель: налогообложение и учет. М.: информцентр 21 века, 2004. С. 352с.
19. Информационное агенство Клерк.Ру. 26.02.2009 г.
20. Информационное агентство «Альянс-Медиа». 19.02.2009 г.
21. Малый бизнес: организация, экономика, управление. / Под ред. Г. Я. Горфинкеля.- М.: Вузовский учебник, 2007.
22. Матвиенко. В. В условиях кризиса нужно выращивать малый бизнес // Деловая пресса. № 6, 20.02.2009
23. Московская область: в поддержке малого и среднего бизнеса многое зависит от ТПП // Ежедневные новости – Подмосковье, февраль 2009
24. Нагих, В.Н., Карпухин, А.И., Ширабон, Н.В. Оценка состояния малого бизнеса: проблемы и пути решения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru/presentations/pr.35.ppt
25. О прогнозе социально-экономического развития на 2008 год и на период до 2010 года [Электронный ресурс] : постановление от 01.11.2007 № 53/2413 // ПБД «Консультант Плюс 3000» : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
26. О программе социально-экономического развития до 2010 года [Электронный ресурс] : закон от 28.02.2007 № 801-ЗТО (принят Думой 15.02.2007 № 43/1871) // ПБД «Консультант Плюс 3000» : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
27. Паперная И.. Большие проблемы малого бизнеса. // "Профиль", №5 (420) от 14.02.2009.
28. Паперная И.. Большие проблемы малого бизнеса. // "Профиль", №5 (420) от 14.02.2009.
29. Предпринимательство / Под ред. Лапусты М. Г. – М.: ИНФРА-М, 2002.
30. Примаков. Е. Развитие малого бизнеса – прорывное направление работы ТПП / Новости малого и среднего бизнеса, ИА «Альянс-Медиа», 26 февраля 2009 г.
31. РИА Новости, Москва, 13 Февраля 2009 г.
32. Справочник «Весь бизнес России». В2В- Russia.Ru
33. Управление бизнесом в бурные времена/Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 203 с
34. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 12.05.1995)//"Российская газета", N 117, 20.06.1995.
35. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Российская газета, № 4715, 25 июля 2008 г.
36. Хлебников А.Д. Еще раз о проблемах малого предпринимательства // Ваш налоговый адвокат, N 1, 2006 – С.21-26
37. Хужин О.Я. Малый бизнес и Россия // Финансы, №4, 2007 – С.31-33
38. Чувилина Е.А. Малый бизнес в экономике России // ФПА АКДИ Экономика и жизнь. Выпуск 9, 2005 – С.13-22
39. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 496 с. 2 экз
40. Экономика предприятия / Под ред. Г.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник,2007.
41. Яловенко С.А. Реальная поддержка малого бизнеса // ЭКО, №11, 2006 – С.36-39
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Малый бизнес в период кризиса
Введение
Актуальность темы. Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес.
Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Малый бизнес во время кризиса оказывается в двойственном положении, с одной стороны, кризис больнее всего бьет именно по небольшим компаниям, у которых нет резервов. С другой стороны, в отличие от больших монстров малые предприниматели наиболее гибко ведут себя на рынке, а многие ниши, в которых они работают, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая компания или нет - зависит от многих факторов, в частности, от качества работы в докризисное время и, как уже писал выше, от ниши и от гибкости работы руководителя.
Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А.,