Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование процесса обучения, функций и способов реализации процесса обучения 5
1.1Сущность процесса обучения 5
1.2 Функции процесса обучения и способы их реализации 9
Глава 2. Эмпирическое исследование 12
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 12
2.2Методика организации процесса обучения. Формирующий эксперимент 18
Заключение 23
Список литературы 25
Приложения
Список литературы
1.Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. - № 2.
2.Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1991.
3.Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СП-б, 2000. – 258 с.
4.Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. – 1993. - № 6.
5.Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. –М.: ТК Велби, 2004. -208 с.
6.Горбенюк О. С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384с
7.Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб.для студентов вузов. -М.: Владос, 2003. -160 с.
8.Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.
9.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.:Просвещение, 1996. – 433 с.
10.Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. – 343 с.
11.Егоров С. Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. – М.:Академия, 2000. – 400 с.
12.Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1994. – 522 с.
13.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
14.Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - № 11. - С. 10-17.
15. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
16.Методологические основания модели позиционного обучения (структурно-диалектический подход) / Сост. Т.В.Непомнящая, М.В.Чиркова. - Красноярск, "ДарМа-печать", 2004 - 125 с.
17.НестеренкоА.А. Проблема эффективности использования системы моделей обучения школьников организации мыслительной деятельности // «Прикладная диалектика» и педагогика: теоретические и практические аспекты интеграции. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Н.В. Акинфиевой, В.А. Ширяевой. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. -С.59-65.
18.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
19.Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 115-141.
20.Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
21.Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998.
22.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.
23.Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 1980.
24.Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий, М. 2005 г. — 768 c.,
25.Шиян И.Б., Шиян О.А.О возможностях развивающего обучения при построении курса «Психология развития» / Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития. М.: Гардарики, 1997.121с.
26. Якиманская И. С. Развивающее обучение – М., 1997. – 154 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Функции процесса обучения и способы их реализации
Введение
Как известно, образование предполагает овладение растущим человеком определенной системой знаний, навыков и умений для личностной реализации в системе общественных, экономических и других отношений общества и государства. Эта задача решается, преимущественно, в рамках специфического социально-педагогического явления, обозначаемого в дидактике категорией «процесс обучения».
Будучи историческим существом, человек, вместе с тем и даже, прежде всего естественное существо: он - организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. И для психического развития человека существенно, что он рождается с человеческим мозгом, что, появляясь на свет, он приносит с собой это, полученное от предков, наследство, которое открывает ему широкие возможности для человеческого развития. Они реализуются и, реализуясь, развиваются и изменяются по мере того, как человек осваивает в ходе обучения и воспитания то, что создано в результате исторического развития человечества, - продукты материальной и духовной культуры, науку, искусство. Естественные природные особенности человека тем именно и отличаются, что они открывают возможности исторического развития.
Обучение, как социально-педагогический процесс, представляет собой совместную целенаправленную деятельность преподавателя (учителя) и учащихся, в ходе которой осуществляется образовательное и личностное развитие человека. Вместе с тем следует отметить, что это понятие многозначно, так как способность обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. В ходе же социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта из поколения в поколение. В связи с этими возможно выделение разных аспектов понятия «обучение».
В нашем исследовании мы постараемся охарактеризовать функции процесса обучения и выяснить способы их реализации. Это и составило цель исследования.
Объект исследования – процесс обучения.
Предмет исследования - функции процесса обучения и способы их реализации.
Гипотеза исследования: в качестве гипотезы нашего исследования выступает предположение о том, что в классе, где педагог придерживается диалектического способа обучения, уровень развития познавательной деятельности учеников выше, чем в классе, где педагог использует традиционные формы обучения.
Задачи исследования:
1.проанализировать научную литературу и определить сущность процесса обучения;
2. выявить функции процесса обучения и способы их реализации;
3. провести эмпирическое исследование;
4. рассмотреть методику организации процесса обучения.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик: методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ психологической, социологической литературы; методы практического исследования: методы диагностического исследования, апробированные в психологической практике.
База исследования: МОУ СОШ №51148 г. Москвы. В исследовании принимали участие 5 «А» класс и 5 «Б» класс данной школы.
В написании работы нами использовались научные труды следующих исследователей: Бордовская Н.В., Реан А.А., Баранов С.П., Данилов М.А., Лернер И.Я., Рубинштейн С. Л. и др.