Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей личности подростков 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового
возраста 6
1.2Определение понятия «личность», «личность подростков», «направленность личности подростков» - виды, характеристика 10
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей личности подростков 19
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования 19
2.2Методика исследования 19
2.3Результаты исследования 21
2.4 Обсуждение результатов 24
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Библиография 30
Приложение 32
Список литературы
1.Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. С. 12
2.Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. – М., 1989.
3.Бодалев А.А. Психология личности. М.,1988
4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
5.Введение в общую психологию/Под ред. А.В. Петровского. М.,1995
6.Выгодский Л.С.Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. - Т.4. С. 20-27.
7.Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.
8.Изучение некоторых личностных особенностей подростков. // Общество. Молодежь. Реформы. М., Ин - т молодежи, 1994. с.90-93
9.Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие: Пеp. с фp. - М., 1991.
10.Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
11.Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970
12.Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 141-143.
13.Леонтьев А.H. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975
14.Ломов Б.Ф. Методолгические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984
15.Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений/ Психол. журнал, 1982, № 1.
16.Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995
17.Платонов, К. К. Голубев Г. Г.. "Психология" "Высшая школа", Москва, 1977 г.
18.Психологическая коррекция детей и подростков. // Формирование и развитие личности: Материалы VII психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов. С., 1995
19.Психология современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
20.Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. С. 160.
21.Рейнвальд Н.И. Выявление типа направленности личности у трудновоспитуемых подростков и несовершеннолетних правонарушителей // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. Тезисы докладов II Всесоюзной конференции, 27 - 29 июня 1973 г.. - М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1973. - С. 19-20
22.Рейнвальд Р.С. Психология личности. Монография. Изд. УДН, 1987
23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
24.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996.
25.Типологические особенности асоциально направленных подростков. / Общество. Молодежь. Реформы. М., Ин - т молодежи, 1996.
26.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
27.Эриксон Э. Идентичности: юность и кризис. - М., 1996.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологические особенности личности подростка и их диагностика.
по пособию А.Ф, Ануфриева Научное исследование по написанию курсовых работ
Введение
Человечество на пороге XXI столетия переживает процессы глобальной перестройки, модернизации, В центре этих процессов оказалась Россия, для которой актуальнейшей проблемой является проблема ценностей и направленности личности. Анализ показывает, что философы, педагоги и психологи сходятся во мнении, что разрушение системы общественных ценностей, характерное для разнообразных "переходных периодов" в социальной истории, само по себе выступает сильнейшим дестабилизирующим • для такого "переходного" общества фактором. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения
Первоочередная задача "переходных" обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, формирование направленности личности подростков, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения. Становясь ценностными ориентациями людей, они непосредственно входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения. Важно выяснить психологические особенности современных подростков и в какой степени можно влиять на их формирование как личности с ценностной мотивацией поведения, с личностно и общественно значимыми ценностными ориентациями.
Изучение проблемы показало, что проблематика диагностики психологических особенностей личности подростков занимает одно из доминирующих мест в тематике исследовательских проектов российских ученых в последние годы.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в теоретическом и методическом аспекте, определили выбор темы исследования: "Психологические особенности личности подростка и их диагностика ".
Объект исследования: подростки с различной направленностью личности.
Предмет исследования: психологические особенности старших подростков и их диагностика.
Цель исследования: исследовать психологические особенности личности подростков.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи
1. провести теоретический анализ научной литературы и рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
2. дать определение понятию «личность», «личность подростка», «направленность личности», выявить и охарактеризовать типы направленности личности подростков;
3.провести экспериментальное исследование психологических особенностей личности подростков.
Гипотеза исследования: мы предположили, что существует связь в психологических особенностях личности старших подростков и типом направленностью личности - для подростков с асоциальной направленностью - девиантных подростков характерны нарушения представлений о себе во временном аспекте, неадекватная самооценка.
Методологической базой исследования являются научные концепции о личности, ценностях и ценностных ориентациях, их месте в ее структуре и развитии, роли различных факторов в становлении ценностных ориентации
Теоретической базой исследования явились работы, рассматривающие
- проблему ценностей и ценностных ориентации (У. Томас, Ф. Знанецкий, О.Г. Дробницкий, Д.А. Леонтьев, Д.Б. Зильберман, Х. Брункхорст, П. Сорокин, Дж Дьюи, У. Джеймс, Р. Тугаринов, В.С. Бакиров, А.С. Богомолов, Р. Нола, Д. Ли, Ж. – П. Сартр),
- ценностные ориентации в качестве фактора, мотивирующего личностное поведение (А Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, С. Липсет, М. Вебер, А.Г. Ковалев, П.С. Симонов, К.М. Гуревич, Е.М. Борисова А.В. Кирьякова, А.В. Иващенко, Л. Ратс, С. Саймон, А.Н. Леонтьев X. Хекхаузен, Н.В. Фролова, Г.П. Савкина, А.И. Крупнов),
- закономерности становления Я - концепции личности (Э. Фромм, Л. Колберг, Р. Берне, Л.С. Выготский, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, А.А. Деркач, В.С. Агапов),
- ценностные ориентации как предмет исследования (И.А. Сурина, А.В. Иващенко, В.А. Ядов, Б.Д. Парыгин, В.А. Армавичуте, Э. Шпрангер, М. Рокич, Л. Гуттман), проблему девиантного поведения (М. Раттер, Ж. Бечки, В.Г. Степанов),
- психологию личности подростка и проблемы его социализации (К.А. Абульханова - Славская, А. Бине, М. Раттер, П.П. Блонский А.С. Макаренко, В.А. Толстых, Р.Г. Гурова)
В процессе работы был использован комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач включающий теоретический анализ литературы по проблемам, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта системно-структурный и факторный анализ, интервью, анкетирование наблюдение
Базой психолого-педагогической работы является МОУ СОШ № 1382 г. Москвы.