Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома
Введение
Актуальность темы исследования. Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в данный период времени, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковой среде, как на индивидуальном уровне, так и на уровне группы. Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает общество в целом и вызывает беспокойство и тревогу у педагогов, родителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема агрессии в подростковой среде является одной из самых злободневных как в нашей стране, так и за рубежом.
Данная проблема изучалась и изучается большим количеством ученых, таких как А. Бандура, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский, А. Налчаджян, А. Патерсон, М.М. Райская, A.A. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина и др.
Несмотря на большое количество проведенных исследований, наличие неразрешенных вопросов и многочисленных научных дискуссий, проблема агрессии остается привлекательной и находится в центре внимания психологической науки.
Важность специального изучения подросткового агрессивного поведения определяется его значительной возрастной спецификой. Подростковый возраст является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. Данный возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Одной из наиболее важных причин, определяющих возрастную специфику агрессивного подросткового поведения, является то обстоятельство, что мы имеем дело с периодом самого значительного возрастного психоэндокринного сдвига — с пубертатным кризисом, роль которого в генезе социальных и личностных девиаций, возникновении психических расстройств трудно переоценить.
Особенно остро проблема агрессивного поведения стоит в контексте подростковой агрессии детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Пребывание детей в детских домах имеет свои особенности, среди которых наиболее актуальны различные деформации в психическом и социальном развитии ребенка, вызванные депривацией его нужд в психическом и социальном аспектах. Отклонения ребенка, воспитывающегося в детском доме, представлены широким спектром симптомов и симптомо-комплексом, таких как: задержка психического развития, нарушение эмоционального развития и затруднения во взаимодействии со средой, взрослыми и детьми. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей.
Объектом данной работы является – агрессивное поведение воспитанников детского дома подросткового возраста.
Предмет – психологические особенности агрессивного поведения детей воспитывающихся в условиях детского дома.
Цель работы – изучить особенности проявления агрессивного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1) Провести анализ научно-методической литературы по проблеме агрессивного поведения детей;
2) Выявить и описать особенности агрессивного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома;
3) Провести эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
4) Осуществить анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют определенные индивидуальные детерминанты, обуславливающие агрессивное поведение у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, по сравнению с подростками, проживающих в семье.
Для решения поставленных исследовательских задач используется совокупность следующих научных методов:
- теоретические - анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы; методы абстрагирования и конкретизации, прогнозирования и моделирования;
- практические - изучение и анализ исследовательского опыта по изучению проявления детской агрессивности.
- констатирующие – изучение уровня проявления агрессии у подростков – воспитанников детского дома;
- моделирующие – разработка системы профилактики агрессивного поведения подростков.
- диагностирующие – проверка эффективности предложенной системы по профилактики агрессивного поведения подростков.
Базой экспериментального исследования является детский дом – интернат №4 г. Санкт-Петербурга, Коломяжский пр-т, дом 34.
Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Э. Эриксон и др.
Научная новизна: в настоящей работе выявлены причины, мотивы, индивидуальные особенности агрессивных детей, проживающих в условиях детского дома.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- Выявлены особенности содержания агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома;
- Разработана модель профилактики агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Практическая значимость работы состоит в следующем:
1. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, эмпирические факты и сделанные на их основе выводы могут служить основанием для разработки программ коррекции агрессивного поведения подростков;
2. Разработанная и апробированная система коррекции агрессивного поведения может применяться в практике работы психолога;
3. Полученные данные могут использоваться при чтении лекций студентам факультетов психологии педагогики, социальной педагогике и методики образования педагогических вузов, педагогических колледжей.
Практическая значимость: Материалы и результаты исследования могут представлять интерес для педагогов, психологов, специалистов, работающих с агрессивными подростками.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ проблемы агрессивного поведения воспитанников детского дома, уточнены психологические особенности детей. Вторая глава представляет собой описание эмпирического исследования, в ней представлены методы и результаты исследования.
Коррекционный блок для агрессивных подростков представляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических методик. Целью тренинга является поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения; внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.
«Тренинг психологической компетентности педагога».
Вторая программа имеет целью информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обучения эффективным способам взаимодействия с ними средствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознавание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия.
Заключение
В ходе проведенной нами работы были достигнуты поставленные в начале дипломной работы цель и задачи, а именно:
1) Проведён анализ научно-методической литературы по проблеме агрессивного поведения детей;
2) Выявлены и описаны особенности агрессивного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома;
3) Проведено эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
4) Осуществлён анализ результатов проведенного исследования.
Мы определили что агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, на желающему подобного обращения. Это определение удачно совмещает как рассмотрение актуального причинения жертв ущерба, так и категорию намерения, мотива агрессивного поведения.
В свете такого определения (принятого большинством психологов) агрессия рассматривается не как установка, эмоция, мотив, но как модель поведения.
Специфические особенности самосознания личности ребенка-сироты состоят в том, что воспитанники интернатных учреждений зачастую не знают и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, ориентируются на признание в своей среде через физическую силу, агрессию и асоциальные формы поведения.
В результате нашего эмпирического исследования было определено, что уровень проявления агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в детском доме и в семье, находится в норме. Но у всех детей, воспитывающихся в детском доме, имеется потенциал агрессии.
Специалист, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении подростков. Таким образом, большое значение имеет изучение подростков, у которых в связи с неудовлетворенностью каких-либо жизненно важных для них потребностей возникли отрицательные аффективные переживания и соответствующие им формы поведения, среди которых имеют место и агрессивные проявления.
Исходя из вышесказанного можно выделить следующие этапы в процессе коррекционной работы:
- повышение самооценки.
- снижение уровня тревожности.
- снижение страха социальных контактов.
- формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
- формирование внутреннего самоконтроля и умения сдерживать негативные импульсы.
- приобретение умений находить выход из трудных ситуаций.
- формирование позитивных моральной позиции и жизненных перспектив.
Задачи, которые необходимо решить в ходе коррекционной работы: научить детей осознаванию собственных потребностей, отреагированию негативных эмоций, обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, формирование адекватной самооценки, обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.
Техники, используемые в коррекционной программе по снижению агрессивности у детей 12-15 лет, в основном направлены на обучение подростков использованию прямого отказа от нежелательного поведения вместо привычных для них способов агрессивного реагирования, обучение оценке социальных ситуаций, подкрепление торможения и угасание агрессивных стереотипов поведения, неподкрепление отклоняющегося поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов, усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций, минимизацию тревожности.
Список литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 2008.
2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Спб., 2007.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2006.
4. Божович Л.И. О вреде физических наказаний (беседа). //
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. – М., 2008.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М., 2007.
7. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - М., 2008.
8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 2004.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 2008.
10. Бравинова Н.В. Если дома не ждут // Мурманский вестник. – 2007. - № 4.
11. Бреслав Г.М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб., 2007.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2007.
13. Виниченко Л.А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждением социума. - Белгород, 2008.
14. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. - М., 2007.
15. Вопросы изучения и воспитания личности – М., 2007.
16. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2007.
17. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. - СПб., 2008.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2008.
19. Дильтей В. Описательная психология. - Спб., 2006.
20. Дубровина И.В., Рузской, А. Г. Психологическое развитие воспитанников детских дома. - М., 2007.
21. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования. - Под ред. А.В.Петрова – М., 2007.
22. Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. C. 8 – 16.
23. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. – М., 2007.
24. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 2008.
25. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 2008.
26. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 2006.
27. Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 2006.
28. Комаров В.В. Воспитание детей – сирот. Взгляд практического теоретика / В. В. Комаров. - М., 2007.
29. Луковенко Т.Г. Профилактика агрессивного поведения детей сирот в условиях детского дома. - Хабаровск., 2007.
30. Левитов Н.Д. Психиатрический состав агрессии // Вопросы психологии. - № 6. - 2008. С. 87 – 103.
31. Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа. – 2008. - № 6. С. 3-9.
32. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения. - М., 2007.
33. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 2007. - № 6.
34. Лисина М.И. проблемы онтогенеза общения. - М., 2006.
35. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребёнка. - М., 2007.
36. Нравственность. Агрессия. Справедливость // Под ред. А.М. Матюшкова. - М., 2008.
37. Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2007.
38. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. - М., 2008.
39. Роберт Б. Дебора Р. Агрессия. – СПБ., 2007.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 2007.
40. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебн. пос./ Л.М. Семенюк. – М., 2007.
41. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М., 2003. – С. 232.
42. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «психологический практикум». – Ростов н/Дону, 2007. – С. 77.
43. Скибинский. С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. СПБ., 2008.
44. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 2008.
45. Щипицина Л.М. Иванов Е.С., Виноградова А.Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. – СПб., 2007.
46. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольский, Е.Р.Баенская, М.М.Либлины - М., 2008.