Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Водород как альтернативный вид топлива. На примере Honda FCX Clarity
Очевидно, что если под "водородным двигателем" понимать электрический, получающий энергию от реакции соединения водорода и кислорода в топливных элементах, то окислов азота не будет совсем. А углеводородное топливо "поставляет" при сжигании целый букет токсичных соединений, среди которых сажа - далеко не самая вредная.
Мне представляется, что первый этап становления водородной энергетики - это применение водорода в качестве моторного топлива. Пока топливные элементы, при всей их перспективности, удовольствие очень дорогое. Не все технологии отработаны, и процесс этот идет достаточно медленно, еще далеко не все вопросы решены. Ожидают, что … вот-вот будет. Еще двадцать пять лет назад можно было видеть "Рафик" на топливных элементах. Впрочем, истории водорода как топлива тоже не один десяток лет.
"Водородное будущее" автотранспорта эксперты связывают, прежде всего, с топливными элементами. Их притягательность признают все.
Никаких движущихся частей, никаких взрывов. Водород и кислород тихо-мирно соединяются в "ящике с мембраной" (так упрощённо можно представить топливный элемент) и дают водяной пар плюс электричество.
Ford, General Motors, Toyota, Nissan и многие другие компании наперебой щеголяют "топливоэлементными" концепткарами и собираются вот-вот "завалить" всех водородными модификациями некоторых из своих обычных моделей.
Водородные заправки уже появились в нескольких местах в Германии, Японии, США. В Калифорнии строят первые станции по электролизу воды, использующие ток, выработанный солнечными батареями. Аналогичные эксперименты проводят по всему миру.
Между тем, есть ещё один путь внедрения водорода на автотранспорте — сжигание его в ДВС. Такой подход исповедуют BMW и Mazda. Японские и немецкие инженеры видят в этом свои преимущества.
Прибавку в весе машины даёт лишь водородная топливная система, в то время, как в авто на топливных элементах прирост (топливные элементы, топливная система, электромоторы, преобразователи тока, мощные аккумуляторы) — существенно превышает "экономию" от удаления ДВС и его механической трансмиссии.
Потеря в полезном пространстве также меньше у машины с водородным ДВС (хотя водородный бак и в том, и другом случае съедает часть багажника).
Эту потерю можно было бы вообще свести к нулю, если сделать автомобиль (с ДВС), потребляющий только водород. Но тут-то и проявляется главный козырь японских и германских "раскольников".
BMW и Mazda предлагают сохранить в автомобиле возможность ездить на бензине (по аналогии с распространёнными ныне двухтопливными машинами "бензин/газ").
Компания HONDA развивалась быстро и стремительно. Только новые прогрессивные методы в области маркетинга и менеджмента могли придать ей новое дыхание и силы. Соитиро ХОНДА, считаясь с прогрессом и новыми идеями, решил, что перемены будут как нельзя кстати. С учетом пожеланий руководства были произведены важные перестановки: подразделения стали четко разграниченными автономными отделами; иерархия перестала существовать практически совсем; служащие и ключевые специалисты получили статус равных. Такая структура целиком и полностью способствовала тому, что в компании появлялись отдельные таланты, которые получали возможность действовать независимо друг от друга, при этом, все же, подчиняясь общей миссии HONDA. Кстати, тот факт, что ни ХОНДА, ни Фудзисава не намеревались передавать компанию наследникам, сыграл очень важную роль при получении компанией долгосрочных банковских кредитов: владельцы банков были уверены, что дело перейдет в руки высококвалифицированных специалистов. Важным фактором новых подходов к менеджменту и производству стали провозглашенные в 1956 году Соитиро ХОНДА «Принципы Компании». Их основа сводится к четырем постулатам: создание новых рынков, участие всех работников в управлении, интернационализация производства, решение технических и прочих проблем без оглядок на прецеденты, традиции и общепринятые мнения.
Достаточно трудно было в то время создать новые рынки и сделать производство интернациональным. Несмотря ни на что, не боясь трудностей, компания HONDA была нацелена на перспективу, на будущее, и, таким образом, была фактически неуязвима. Новейшие технологии стали для компании важнейшим аспектом деятельности. Легендарный автомобиль под названием Civic, а также серию автомобилей класса recreational vehicles — RV компания разработала в то время, когда потребители требовали именно этого продукта. Проблема экологии только становилась актуальной, а HONDA уже разработала и выпустила двигатель CVCC. Продукт стал востребован через пару лет, когда в большинстве стран были введены серьезные ограничения на содержание токсичных веществ в выхлопных газах. И в этом компания HONDA стала первой.
В самом начале шестидесятых HONDA стартует как производитель новейшей серии автомобилей, попутно внедрив в работу собственный завод по производству деталей и оборудования. Немногим позже это завод станет плацдармом для компании HONDA ИНЖИНИРИНГ КО ЛТД.
После разработки двигателя CVCC единомышленники в лице ХОНДА и Фудзисавы поняли, что совершили настоящую техническую революцию. В начале семидесятых Фудзисава, будучи талантливым управленцем, собрав в компании настоящих профи, заявил о своем уходе из компании на заслуженный отдых. Соитиро ХОНДА отреагировал незамедлительно, сообщив, что покидает пост президента компании вместе с соратником и другом.
Президентом компании HONDA в 1973 году становится высококвалифицированный специалист, изобретатель и разработчик Киоси Кавасима.