Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Государственная казна России, правовые основы ее функционирования
В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
Система управления общественными финансами достаточно сложна. Она зависит от множества факторов, условий, правовых ограничений и применяемых в процессе управления бюджетных инструментов. Конкретные формы и методы государственного финансового регулирования зависят от выбора стратегических приоритетов и находят отражение в консолидированном бюджете страны и государственных внебюджетных фондах социального назначения - категориях, наиболее рельефно выражающих общественное назначение государственных финансов в целом.
Действующей системе управления общественными финансами присущи такие черты, как сбалансированность бюджета, кассовое обслуживание его исполнения органами казначейства, контроль за целевым использованием средств. Направленность проводимых преобразований на повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, закрепленная в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, позволяет судить о позитивных изменениях, происходящих в обществе. В данном законе определены принципы функционирования бюджетной системы; установлены правила осуществления бюджетных процедур; расширены функции главных распорядителей бюджетных средств при исполнении бюджетных показателей; отражен порядок оплаты бюджетных услуг на основе государственных заданий их исполнителям и многие другие важные аспекты.
Вместе с тем, успех реализации основных положений бюджетного законодательства, в том числе касающихся организации бюджетного процесса, зависит от применения адекватных современным требованиям бюджетно-учетных технологий, в совокупности нацеленных на эффективное использование государственной казны.
В современном гражданском законодательстве Российской Федерации институт казны определен содержанием пункта 4 статьи 214 и пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации : средства соответствующего государственного (местного) бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Правовой режим имущества, находящегося в составе имущества казны, имеет свои особенности: имущество не принадлежит на вещных правах никакой организации; используется организациями (юридическими лицами) для реализации собственных целей только по решению уполномоченного государственного органа.
Анализ статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации показывает, что под казной понимается некий имущественный комплекс, являющийся объектом правоотношений. При этом смысловое толкование статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации показывает, что казна отождествляется с соответствующим публично-территориальным образованием, что входит в противоречие со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 1069-1071 Гражданского кодекса Российской Федерации). От имени казны выступают определенные финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации финансовый орган выступает от имени казны, то есть казна здесь представляется неким субъектом, участвующим в гражданском обороте. Эта статья Гражданского кодекса Российской Федерации ссылается на статью 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливая, что от имени казны могут выступать уполномоченные законом органы. Однако и эта статья Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит понятия казны, а говорит об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. То есть показывает, что казна отождествляется с соответствующим публично-территориальным образованием.