Содержание:
Вопросы
комплексного государственного экзамена
по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»
специализация «Менеджмент туризма»
Дисциплина: «Основы менеджмента»
1. Сущность, виды, задачи управления. Управленческий процесс.
2. Менеджмент: вид деятельности и система управления
3. Методы менеджмента, их характеристика.
4. Состав функций менеджмента.
5. Характеристика форм организации системы менеджмента.
6. Исторические тенденции развития менеджмента.
7. Школа научного менеджмента.
8. Мотивация и стимулирование в менеджменте.
9. Контроль в менеджменте: сущность и характеристика видов.
10. Коммуникации как организационная составляющая менеджмента. Элементы коммуникационного процесса и его виды.
11. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
12. Понятие «эффективность управления»: критерии оценки и методы повышения эффективности менеджмента.
13. Понятие власти: источники власти, способы реализации.
14. Понятие и роль лидерства в менеджменте.
15. Управление малой группой. Управление человеком как личностью.
16. Стили менеджмента: сущность, виды.
Дисциплина: «Экономическая теория»
1. Основные направления развития современной экономической теории.
2. Товарное производство. Товар и его свойства. Деньги: сущность, функции. Особенности современных денег. Закон стоимости.
3. Сущность рынка. Спрос, предложение и цена. Рыночный механизм.
4. Сущность спроса и его виды: индивидуальный, рыночный, совокупный. Закон спроса. Кривая спроса.
5. Предложение товаров и услуг. Закон предложения. Кривая предложения.
6. Сущность издержек производства. Альтернативность издержек.
7. Валовой доход. Прибыль фирмы: бухгалтерская, экономическая, нормальная.
Понятие и основные черты совершенной конкуренции.
8. Рынки несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
9. Рынок земли. Особенности предложения на этом рынке. Земельная рента.
10. Макроэкономическое равновесие и его виды.
11. Национальная экономика как единое целое. Макроэкономические цели. Структура национальной экономики. Теневая экономика.
12. Сущность экономического роста и его показатели.
13. Валовой национальный и валовой внутренний продукт (ВНП и ВВП).
Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор. Роль ВНП и ВВП.
14. Сущность инфляции, ее типы. Причины инфляции.
15. Сущность и основные причины безработицы. Уровень и показатели безработицы. Фрикционная, структурная и циклическая безработица.
16. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов.
Государственный бюджет. Методы балансирования бюджета.
Налоги в рыночной экономике. Функции налогов. Принципы налогообложения.
17. Соотношение спроса и предложения на денежном рынке, последствия неравновесия.
18. Банки в рыночной экономике. Двухуровневая банковская система.
Дисциплина: «Маркетинг»
1. Сущность маркетинга как концепции рыночного управления.
2. Маркетинговые исследования: сущность, направления, организация.
3. Сегментация рынка: цель, критерии сегментации.
4. Управление маркетинговыми стратегиями.
5. Концепция жизненного цикла товаров и ее использование в маркетинговом управлении фирмой.
6. Товародвижение: сущность, основные положения.
7. Реализация сбытовой политики организации.
8. Сущность и принципы разработки и реализации ценовой политики организации.
9. Организация деятельности маркетинговой службы на предприятии.
Дисциплина: «Организационное поведение»
1. Природа, параметры и поддержание организационной культуры.
2. Типы поведения работников фирмы по отношению к клиенту.
3. Влияние национальной культуры на особенности организационного поведения.
4. Методы и инновационные подходы к организационному развитию.
5. Организация коммуникативного пространства руководителя.
6. Конфликт в организации: сущность, основные характеристики.
Дисциплина: «Стратегический менеджмент»
1. Содержание стратегического менеджмента. Стратегическое управление.
2. Типы стратегий предприятия, уровни их разработки.
3. Характеристика конкурентной стратегии по М.Портеру.
4. Стратегии диверсификации: содержание, виды.
5. Конкурентная стратегия фирмы в зависимости от ситуации в отрасли.
6. Продуктовая стратегия, или матричный анализ хозяйственного портфеля (матрица Бостонской консультационной группы).
7. Оценка эффективности действующей в организации стратегии. SWOT–анализ.
8. Особенности реализации внешнеэкономической стратегии организации.
Дисциплина: «Исследование систем управления»
1. Системный анализ в исследованиях систем управления.
2. Методы исследования систем управления.
3. Диагностика систем управления.
Дисциплина: «Управление персоналом»
1. Трудовой потенциал личности и предприятии как объект управления.
2. Система управления персоналом организации.
3. Виды обеспечения системы управления персоналом организации.
4. Система найма и отбора персонала. Критерии отбора.
5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
6. Управление карьерой руководителей и специалистов. Самоменеджмент.
7. Кадровая политика организации. Кадровый резерв.
8. Распределение полномочий управления персоналом по уровням управления организацией.
9. Оценка эффективности системы управления персоналом организации.
10. Мотивационный потенциал сотрудников. Типология мотиваций.
11. Групповое поведение в организации: сущность, классификация.
Дисциплина: «Инновационный менеджмент»
1. Инновации как объект управления. Жизненный цикл инноваций.
2. Инновационный лаг и инновационный процесс.
3. Организационная система инновационного менеджмента (этапы инновационного менеджмента).
4. Оценка эффективности инновационных проектов.
5. Управление рисками инновационных проектов.
6. Управление разработкой и реализацией программ и проектов нововведений.
7. Роль инновационного менеджмента в стратегическом управлении фирмой.
Дисциплина: «Управление качеством»
1. Жизненный цикл продукции в соответствии со стандартами ИСО.
2. Сферы приложения методов управления качеством.
3. Квалиметрия: методы и область практического применения.
Дисциплины специализации «Менеджмент туризма»
1. Понятие туроперейтинг и туроператорская деятельность. Функции туроператора на туристском рынке
2. Типы туроператоров по виду и месту деятельности. Инициативные и рецептивные туроператоры
3. Основы проектирование тура
4. Туристский продукт. Пэкидж-тур и эксклюзив-туры
5. Поставщики туристских услуг. Требования к подбору поставщиков туристских услуг.
6. Технологическая документация
7. Туристские формальности
8. Виды договоров туроператора с поставщиками гостиничных услуг
9. Виды договоров туроператора с поставщиками транспортных услуг
10. Характеристика чартерных перевозок
11. Страхование в туризме
12. Международная классификация видов туризма
13. Организация деловых туров
14. Рынок оздоровительного туризма
15. Перспективные направления развития экологических туров
16. Особенности организации круизного обслуживания
17. Процесс планирования развития туризма – основные этапы
18. Понятие туристской индустрии
19. Роль туризма в экономике страны. Тенденции развития туризма в России
20. Организационная структура современного гостиничного предприятия
21. Международная классификация средств размещения
22. Функции основных служб гостиницы и состав персонала
23. Особенности туристской услуги. Культура сервиса
24. Правовые основы оказания туристских и гостиничных услуг.
25. Франчайзинг в гостиничном бизнесе.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к ГОСам
1. Сущность, виды, задачи управления. Управленческий процесс.
Управление (менеджмент) — процесс сочетания ресурсов для достижения поставленной цели.
1. Процесс управления представляет собой совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей.
В процессе управления решаются две задачи:
-тактическая – связана с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы;
-стратегическая – обеспечивает развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние.
Процесс управления включает следующие элементы:
- предмет и продукт управленческого труда (информация, решения);
-средства управленческого труда (компьютеры, телефоны и т.д.).
В процессе управления выполняется множество операций. Среди них выделяются такие: вычислительные, логические, описательные, контрольные, сбора и анализа информации и т.п.
Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций называется управленческой процедурой.
Способ выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной последовательности при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией.
Выделяют следующие виды технологий управления:
-линейная – характеризуется строгой последовательностью отдельных управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом (например, при управлении поездов);
Дисциплина: «Исследование систем управления»
1. Системный анализ в исследованиях систем управления.
Большинство теоретических исследований, посвященных системному анализу, отличаются тем, что в них предлагается методика проведения исследования, организации процесса принятия решения, делается попытка выделить этапы исследования или принятия решения и предложить подходы к выполнению этих этапов в конкретных условиях. Кроме того, в этих работах всегда уделяется особое внимание работе с целями системы: их возникновению, формулированию, детализации (композиции, структуризации), анализу и другим вопросам целеобразования (целеполагания).
Термин «системный анализ» впервые появился в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления в 1948 г. Однако образцом системного анализа можно считать план ГОЭЛРО, разработанный для взаимоувязывания программы электрификации с общей программой подъема производительных сил как по стране в целом, так и по отдельным ее отраслям и районам.
Таким образом, системный анализ:
применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами математики, т.е. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения;
использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа, т.е. методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов;
объединяет разные методы с помощью единой методики;
дает возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления;
основное внимание уделяет целям и целеобразованию.
Особенности экономических объектов и характеристики систем с активными элементами показывают, что решение вопроса о необходимости представления объекта в виде системы и применения для его исследования, проектирования или организации процессов управления им системного анализа зависят от того, какая неопределенность в постановке задачи имеет место на начальном этапе ее рассмотрения.
В свою очередь, эта неопределенность зависит от ряда факторов: от необходимой и достаточной для конкретной задачи детализации описания объекта или ситуации принятия решения и точности решения; от имеющихся к началу постановки задачи сведений об объекте у лиц, принимающих решение; от возможности получения достоверной и точной информации; наконец — от принципиальных особенностей объекта (например, может оказаться необходимым сохранить в нем некоторую неопределенность, энтропию, степени свободы, что является одним из условий, обеспечивающих развитие системы, ее самосовершенствование, самоорганизацию).