Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Искусство понимать других. Возможности практической психологии
Особенности и результаты взаимодействия между людьми во многом зависят от того, как они воспринимают, понимают, воспроизводят и интерпретируют поведение друг друга, оценивают возможности других участников общения и собственные. Процесс взаимодействия сопровождается взаимопониманием или недоразумением, способностью или неспособностью прогнозировать поведение партнера по общению.
Возникновение и развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают чувства и черты друг друга, воспринимают и понимают других, а через них - и самих себя, в основном определяет и сам процесс общения и отношения, которые возникают между партнерами, и способы взаимодействия. Процесс понимания и познания человеком другого в ходе общения является обязательной составляющей общения.
Исследование закономерностей восприятия людьми друг друга - одна из наиболее актуальных психологических проблем. Психология с момента своего становления как самостоятельной науки всегда держала эту проблему в фокусе своего пристального внимания. Это объясняется не столько теоретическим, сколько практическим значением вопроса. Понимание других людей необходимо каждому, кто стремится общаться, действовать, воспитывать, заниматься управленческой деятельностью. Ситуации совместной деятельности и общения требуют от участников умения воспринимать, описывать и понимать психологические особенности друг друга. Компетентность и успешность личности в понимании психологических особенностей других людей, партнеров по деятельности важна способность, которая помогает оптимизировать любую социальную ситуацию, уменьшить вероятность конфликтов.
В контексте психологического направления в отечественной психологии исследовался процесс понимания, его структура, особенности течения, особенности межличностного понимания, условия достижения эффекта понимания, особенности понимания творческих задач, новых информационных структур (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева, В. В. Знаков, В. А. Моляко, Ю. К. Корнилов, А.Б. Коваленко, Л. А. Моисеенко, Н.В. Чепелева, Н.А. Ваганова и др.). Кроме того, имеют место исследования понимание в генетическом плане, исследование возрастных особенностей понимания детей и взрослых (Г. С. Костюк, С.Д. Максименко, А.О. Чазова, Н.В. Чепелева, Г.Д. Чистякова и др.) Однако нуждается в уточнении ряд вопросов.