Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие элементов творческого воображения у детей дошкольного возраста
Введение
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Воображение формулируется в процессе творческой деятельности, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. При помощи творчества и воображения, естественно, человек формирует свою личность.
Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения и творческого подхода не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения и творчества, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний. Индивидуальное творчество является порождением индивидуальной человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. В нашем исследовании под творчеством мы будем иметь в виду именно индивидуальное творчество личности.
Воображение больше, чем другие познавательные психические процессы, связано с чувствами человека. Воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Нередко воображаемые ситуации порождают в нас чувства не менее сильные, чем реальные события. Это — очень важное свойство воображения, так как благодаря ему мы получаем возможность оценить, какое значение могут иметь для нас те или иные обстоятельства. Вместе с тем это свойство воображения таит в себе опасность ухода от действительности, «переселения» в мир грез. Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. - М.:ТЦ Сфера, 2006. - 128с
2. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность. //Психол. журн. - Т.14. - 1994. - №4. - с. 83-93.
3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. Научное творчество. – М.,1969.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:СОЮЗ, 2007. - 96 с.
5. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
6. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М., 1986.
7. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
8. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
9. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества:Учебное пособие для вузов.-М.: Академический проект, 2006-34с.
10. Зяблицева М.А. развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 189 с
11. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
12. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве (Ранний и дошкольный возраст). Орел: Изд-во ОГПИ, 1992.
13. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.